Full Background Slider - Winnipeg

История многих районов Канады начиналась за океаном,

Museum

 в продуваемых ветрами степях Российской Империи, в процветающих деревнях меннонитов. Первая огромная волна иммигрантов прибыла на юг Манитобы в начале 1870-х годов, стремясь найти место, которое, наконец, можно было бы назвать своим домом. Как опытных земледельцев, их привлекали богатые сельхозугодия у Красной реки, а как глубоко духовных людей вдохновились обещанием свободы вероисповедания.

22 июля 1763 года Екатерина II издала манифест о позволении иностранцам селиться в России и о "свободном возвращении русских людей, бежавших за границу".
Это стало началом массовой иммиграции, прежде всего, немцев-протестантов.
Чуть больше ста лет назад они переселились в Россию, прекрасно обустроившись на диких землях. И вот опять переселение из-за войн, угроз и религиозных преследований, теперь в Канаду.

Поиск места для жизни без войн, преследований двигал людей по планете. Жестокие условия в Нидерландах 16 века вынудили меннонитов бежать в районы Дельты Вислы и Данцига в Пруссии, где их приветствовали и позволили следовать догматам своей веры. Здесь они выработали этническую идентичность. Со временем плаутдич стал повседневным рабочим языком, а верхненемецкий язык заменил голландский в церквях, школах. Болота превратились в плодородные сельскохозяйственные угодья, возникли процветающие общины. Школы, церкви, дома для престарелых, Waisenamt (уход за вдовами и сиротами) и Brandordnung (страхование от пожара). Население росло, после 200 лет земель стало не хватать, но меннонитам отказано государством в приобретении новых участков. Очень кстати пришелся указ Екатерины Великой и меннониты пошли на восток в Россию и позже в Канаду.

В начале 1870-х годов школьные реформы, безземелье и угроза призыва в армию заставили меннонитов откликнуться на приглашение канадского правительства поселиться в новой провинции Манитоба.

Так родилась Алтона и все близлежащие поселения по левую сторону от Красной реки, чуть позже по правую сторону поселились русины из Галиции, Карпат, Буковины.

Дикие степи Южной Манитобы осваивали люди из Восточной Европы. В истинном духе первопроходцев меннониты внедряли в этом районе российские практики лесополос, богарного земледелия и летнего пара.

В 1880 году в деревне Старая Алтона была основана первая усадьба. Появление в 1882 году Канадской тихоокеанской железной дороги упростило транспортировку зерна, принесло сюда предпринимателей и разнообразную торговлю. Строительство железной дороги к северу от деревни в 1895 году дало жизнь общине Алтона.

В деревнях меннонитов, окружающих Алтону, сегодня все еще можно увидеть некоторые из старых домов с пристроенными амбарами - сооружения, уникальные для русских меннонитов. Гигантские тополя, выращенные из семян, привезенных из России, до сих пор величественно возвышаются над многими деревенскими улицами.

1920-е годы принесли кардинальные изменения в маленькое сообщество. Бетонные тротуары освещали газовые фонари. Церковные общины росли, бизнес процветал, и казалось, что нет предела тому, сколько плодородные земли могут принести. Появление автомобилей потребовало улучшения дорог, появилась телефонную связь, школы и больницы. Депрессия 30-х годов ХХ века лишь приостановила стремительный рост Алтоны.

Деревня Нойбергталь, всего в 10 км к юго-востоку от Алтоны, является национальным историческим памятником. Историческая деревня в одну улицу.

В одном из исторических домов устроен музей The Friesen Interpretive Centre, где нам провела интереснейшую экскурсию удивительный, талантливый художник Margruite Krahn. Маргарита принимает активное участие в реставрации деревни в одну улицу Mennonite Street Village. Одна из её историй - узоры на полу.

Мы бродили по типичному меннонитскому дому, где в центре русская печь с отверстиями для выпечки, окруженная четырьмя комнатами: Groot Stow (большая комната), Kjleen Stow (маленькая комната или спальня), Kjaakj (кухня) и Faare Tuss (гостиная). Маргарита восстановила первозданный рисунок пола, как она сама сказала "ковры для бедных". В 1920-х появился
линолеум, еще позже ковролин и пол стал застилаться этими материалами. Несколько слоев приходилось удалять и только потом заниматься реставрацией пола и рисунка на нем.

Честно сказать, я не видела рисунчатого пола в России, в деревнях на пол клались самотканые толстые половики. Маргарита считает, что роспись пола заимствована меннонитами в Пруссии и использовалась в России, а затем уже в Манитобе.

Два знаменитых сундука украшают дом, на крышке одного из них, приклеена фотография царской семьи во главе с царицей Екатериной Великой. Вот подумайте, люди переезжают навсегда из страны и в благодарность о подаренной им возможности устроить свой дом в чужой стране, берут себе фото царской семьи на память. Не рвут, не жгут, а клеят на крышке сундука и везут с собой в новую жизнь.
И сравните этот миниатюрный штрих в истории с современной жизнью бывших советских республик. Сначала им организовали собственные республики, разделив земли Российской Империи, а в 1991 году вообще подарили государства, земли, всю работающую инфраструктуру, как производственную, научную, социальную т.д.. Просто подарили и лишь одна республика Российской Федерации взяла все долги на себя за реконструкцию огромного государства СССР, и что в ответ. Невероятно. Наверное, единственный уникальный, грандиозный и щедрый подарок в мировой истории. Порой, сам не ожидаешь, где наткнешься, найдешь связь истории с настоящим.

Вот и дом, построенный в 1901 году, представляет собой модель вековой народной европейской застройки, адаптированной меннонитами для условия поселения, которые они нашли в России, а затем и в Манитобе. В доме пространство используется очень рационально, даже сарай для скота соединен с домом для сохранения тепла в суровые зимы. Есть и традиционный русский погреб для хранения продуктов. С любовью украшен дом снаружи, посмотрите на ажурные кружева из дерева, украшающие балкон, тоже российский след.

Очень понравилось короткое путешествие, которое можно совершить за один день, всего 120 км на юг от Виннипега по 75 дороге.

Огромная благодарность за приглашение, гостеприимство и экскурсии Margruite Krahn.

И Любе и Наташе за отличную компанию.

Ваша Винни.