Три знаковых фестиваля национального значения проходят в эти выходные: Исландский, Украинский и Русско-Меннонитский. Первому 126 лет, второму 50 лет и третьему 58 лет. О первых двух имеется подробный репортаж с фотоальбомами и слайд-шоу на страницах Русского Виннипега, теперь дошла очередь до фестиваля Стейнбаха в настоящей исторической деревне-музее "Pioneer Days". Конечно, мы о нём рассказывали неоднократно на форуме, теперь представим более полную картину музея и пионеров-первых переселенцев из России.
Начну повествование с истории образования меннонитов.
В Нидерландах давным-давно жил человек с именем Менно Симонс, служил католическим священником, радикалисты реформации определенно возымели действие над Меммо и привели его к углубленному изучению библейства. После нескольких лет изысканий, гонений Симонс отказывается от католичества, присоединяется к анабаптистам, пишет статьи, становится одним из лидером анабаптистов. Пропагандирует пацифизм, крещение во взрослом возрасте, простоту, честность жизни без излишеств и украшений. Благодаря влиянию Симонса голландские анабаптисты заняли позиции пацифизма (отказ от участия в войне) и смогли сохраниться как религиозное движение. Его последователи в дальнейшем получили имя меннониты. Есть две основные группы меннонитов: русские меннониты, которые переехали жить в Россию и меннониты переехавшие в штат Пенсильванию США. Территориальное деление произошло в 1683 году. Естесственно, позже внутри этих двух групп образовался целый ряд
религиозных сообществ под общими принципами Менно.
Музей Стейнбаха хранит историю только первой группы - русских меннонитов, с момента переезда людей одной веры сначала в Россию, затем повествование ограничивается Манитобой. О русских меннонитах, поселившихся в других провинциях, историй почти нет. Из документов музея видно, что меннониты, объединенные одной верой, представляют несколько национальностей Европы. На чужбине они выбрали для себя немецкий язык, хотя и не были этническими немцами, немцев, конечно, было большинство, да и голландский, нидерландский, швейцарский языки близки к немецкому.
В связи с современными событиями на Украине, познавательны документы, карты меннонитов - нет упоминания о существовании Украины вообще, есть Россия, есть Новороссия 17, 18, 19, 20 веков. Всем известна точность, аккуратизм и пунктуальность немцев и нет причин им не верить. Здесь невозможны придуманные карты из сказок с несуществующими странами, всё основано на фактах и исторических событиях.
Пройдемся по улочкам меннонитской деревушки. Повсюду видны лошадиные повозки, катающие гостей по музею. Всюду что-то происходит, пилят дрова, бурят скважину, работает мельница, выставка сельско-хозяйственной техники, автомобилей, пекут хлеб, взбивают сливочное масло, жарят сосиски, варят борщ, лепят вареники с творогом, шьют одеяла из лоскутков, подковывают лошадей, играет живая музыка, работает историческая школа, кузня, магазины, типография, аптека. Кстати сказать, я впервые увидела, как подковывают лошадь, в умелых руках - это пара минут на одно копыто. Можно заглянуть и в крестьянские избы, среди которых есть землянка - первые дома пионеров Манитобы. Живые огороды - теплое воспоминание школьных каникул. Меннониты трогательно и верно чтят свою историю. Привезены могильные плиты из России, имеется даже часть Берлинской стены - символа свободы, долгое время не пускавшая людей востока на запад.
Памятник Jakob Hoeppner (первопроходцу в Россию, перед массовым перездом меннонитов), установленный в 1890 году в Хортице. В 1973 году удалось выкупит памятник у СССР и перевезти в Стейнбах. Мемориал Johann Bartsch тоже выкуплен и вывезен музеем из СССР в 1969, сделанный в 1890 году в селе Розенталь поселка Chortiza, на реке Днепр в память о человеке, поехавшем вместе с Jakob Hoeppner, урегулировать будущее
переселение. Воздвигнут монумент памяти погибшим в тяжелые Российские и Советские времена - The Victims of Violence memorial.
Сделан памятник Матери. И это всё не просто памятники, за каждым из них стоят люди с конкретными именами, фактами из жизни. Здесь не увидишь фальсификации исторических событий, всё, как было в жизни. Память чтут и бережно передают подрастающему поколению.
Помните знаменитый дуб Запорожья, которому было 8 веков отроду во время первого поселения меннонитов в России (1789 год), сейчас растет в музее его ребенок, бережно выращенный из желудя того дуба. У нас есть фотография дуба из поездки 1980-х по родным местам прародителей.
По-моему получился грустный рассказ, хотя и рассказывала о празднике, уж слишком кровавым следом прошлась по нам Советская эра. Скорее всего вам, уважаемые читатели, тем, кто не связан с историей меннонитов в реальной жизни, День Пионера воспримется более жизнерадостно и увлекательно. В музей можно попасть в любое время, не только в праздник.
Don't let the shadows of yesterday spoil the sunshine of tomorrow!
Хорошего понедельника хорошим людям!
Татьяна Дик.
В понедельник все три фестиваля продолжаются:
Canada's National Ukrainian Festival и слайд-шоу.