Full Background Slider - Winnipeg

Музей франкофонов Манитобы (St.Boniface museum)  
Saint Boniface Museum
26 ноября устроил праздник."Рождество в музее", название которого на французскую манеру пишется Noel au Musée.
Один зал украсили и отвели для фотографирования всех желающих с Сантой Клаусом и миссис Клаус. Музей украшен к Рождеству, во всех комнатах первого и второго этажей праздничная ярмарка. Очаровательные птицы и другие поделки из металлолома завораживают.
Во дворе костюмированные герои, под треск костра, рассказывают истории о первых поселенцах, тут же киоск угощает всех горячим шоколадом.
Уютная, рождественская атмосфера, не хватает лишь кружащихся снежинок в воздухе.

Предлагаю познакомиться с музеем, уйти почти на два века в прошлое.
Самыми первыми миссионерами в Канаде (тогда еще и не Канады, а Северной Америки) были французские иезуиты, сопровождавшие командующего Лаверендри в его исследованиях района Манитобы, Саскачевана и реки Миссури с 1731 по 1742. Главными из них были отец Николя Гонно, Шарль Месажер и Жан Олино.
В то время не делалось попыток учредить постоянные миссии, и начатая работа была прервана в связи с выводом французских войск из Канады вплоть до учреждения лордом Селкирком колонии Ред-Ривер.
В 1818 году отец Джозеф Норберт Провенчер (Joseph Norbert Provencher) и Север Дюмулен (Sèvére Dumoulin) учредили первый постоянный миссионерский пункт в Сент-Бонифас, через реку от современного Форкса. Епископ на протяжении нескольких лет пытался заинтересовать сестер Ордена Серых Монахинь переехать из Монреаля. Женщины были напуганы рассказами о пограничной полосе, проходящей через поселение Красной Реки.
В 1822 году отец Провенчер был сделан епископом с юрисдикцией надо всей Землёй Руперта и Северо-Западными Территориями, и сразу же начал организовывать систематическую миссионерскую работу по всему обширному региону. После его смерти в 1853 году титул наследовал отец-облат Александр Таше (Alexander Taché).
Среди других выдающихся работников в той же области (все — облаты) следует отметить отца Альбера Лякома (Albert Lacombe), автора монументальной грамматики и словаря языка кри, помимо значительного числа религиозных и других переводов; отца Валентина Вегревиля (Valentine Végréville), основателя пяти миссий и автор рукописной грамматики и словаря языка кри; отца Джона Тибольта (John Thibault); отца Эмиля Петито (Emile Petitot), более известного своим великим трудом среди отдалённых племён тинне и эскимосов.
Отцам помогали сёстры Ордена Серых Монахинь. Протестантская работа была начата епископальным преподобным Джоном Вестом, капелланом Компании Гудзонова залива в 1820 году, позже прибыли уэслианские методисты и пресвитерианцы.
Наиболее выдающимся протестантским работником был преподобный Джеймс Эванс (1840-1861), уэслианец, изобретатель слоговой азбуки кри, которая в течение полувека находится в успешном употреблении в племени для литературных целей любых религиозных направлений. Из совокупного числа кри, официально переписанных христианами, большинство — католики и высоко оцениваются по моральным качествам.
Все-таки белые люди не только спаивали коренное население, были среди них и такие, кто создал и сохранил письменность племени кри.
В 1944 году удалось уговорить монахинь переехать жить в Красную Реку. Серые монахини известны, как сестры милосердия и всего их насчитывалось 38 сестёр в Монреале того времени. Четыре молодых монахини согласились к переезду. Трудный путь им пришлось преодолеть, прежде чем они попали в Красную Реку. Начали путь в кану по реке Рейни, затем на лошадиной повозке. 58 дней занял путь из Монреаля до Виннипега и в июне 1844 года монахини Marie Louise Valade (старшая), Marie Eulalie Lagrave (медсестра, художница, певец), Gertrude Anastasie Coutlee (учитель) и Marie Hedwige Lafrance (учитель) прибыли.
Хоть труден и опасен был путь, путешественницы не оставили подругу, подвернувшую лодыжку и не могущую передвигаться. Они наняли индейцев и те несли монашку на руках во время перетаскивания лодки через сушу к следующему водоему.
Серым Монахиням пришлось не сладко на земле индейцев будущего Виннипега. Они встречались с людьми, посещали их вигвамы, ухаживали за больными, брали сирот на воспитание. Со временем они создали значительную коллекцию учреждений государственной службы, включая детский дом, дневную школу, лазарет, который позднее послужил началом современной больницы St. Boniface General Hospital.
Коренное население сдружилось с монахинями настолько, что похитили одну из них (Teresa McDonald), когда она выполняя приказ Оттавы, обязана была вернуться на восток страны.
И только теперь возвращаемся к музею. Монахини приехали в 1844-ом, перезимовав в ужасных условиях, начали строительство первого дома из бревен. Это был первый двухэтажный дом в Западной Канаде, завершили строительство в 1851 году. Индейцы съезжались со всех окрестностей на "посмотреть", такое чудо они видели впервые.
Изначально дом служил монастырём для Ордена Серых Монахинь, в котором жили не только монашки, помещение использовалось для приюта престарелых людей, сирот, для образования, лечения. Луи Риэль учился в школе при монастыре.
Затем монастырь перепрофилирован в интернат для девочек под руководством Серых Монахинь.
Из-за наводнения 1950 года студентки-медсестры St. Boniface General Hospital School of Nursing заселились в монастырь и жили там до 1956 года. Ранее мы вам рассказывали об учебе медсестёр в Канаде, они чередовали теорию с практикой и обязаны были жить в госпитале. (Последний абзац статьи Brandon).
Монастырь опустел и по городу поползли слухи о его сносе. Музей ютился в то время в подвале собора Святого Бонифация, от которого остались теперь лишь каменные стены. Работники музея активизировались с целью перенести музей в монастырь. У них получилось, город пошел на встречу, музею отдали монастырь и закрепили за ним статус исторического здания.
The City of St. Boniface 5 марта 1963 года (через 7 лет он присоединился к Виннипегу) и федеральное правительство подписали соглашение о совместном финансировании восстановительных работ по зданию, также участниками соглашения стали провинция Манитоба и Metropolitan Corporation of Greater Winnipeg. В рамках соглашения музей обязался подписать 99 летнюю аренду с Орденом Серых Монахинь.
В 90-х годах прошлого столетия и тысячелетия здание реконструировали за счет фонда исторического наследия Виннипега.

DSC02198