Посмотрела только что закончившийся на телеканале Россия сериал "Березка".
Ну как посмотрела ? В середине первой серии выяснилось, что к знаменитому, или, как сейчас принято говорить, культовому, ансамблю, вся эта история не имеет никакого отношения. Так что дальше смотрела с пятого на десятое, иногда заскакивая на канал и быстренько вникая в перипетии мелодрамы.
В общем, вот что я успела увидеть. Лирическая героиня с пухлым детским лицом, на протяжение всего фильма выражающим обиду и с короткими толстыми кривыми ногами приезжает из глухой провинции и практически сразу же становится танцовщицей прославленного ансамбля, а потом и его солисткой. В неё все влюблены. Сама легендарная худрук и основательница "Березки" прислушивается к её советам.
Репетиции для "Березки" - лишь повод повыяснять сложные матримониально-сексуальные отношения внутри коллектива. Время от времени кто-то говорит, что танцевать с своим партнером не может или не хочет. И добрая тётя худрук уговаривает их все-таки танцевать, а не гонит поганой метлой и не берет на их место любого из толпы профессиональных танцовщиков, мечтающих попасть в этот валютный коллектив.
Параллельно наша лирическая героиня оказывается гениальным дизайнером одежды, и её даже приглашают работать к самому Вячеславу Зайцеву. Но она отказывается , потому что без танцев себя не мыслит. Но при этом небрежно помогает штатному художнику по костюмам превратить обычное платье для новой программы в "шедевр".
Происходит это примерно так: художник по костюмам в исполнении замечательной Нины Усатовой мается у себя в мастерской вокруг роскошного расписного фольклорного платья. Смотрит на него без удовольствия. Мучается. Тут входит наша лирическая героиня и лёгким движением прикалывает к этому платью первый попавшийся кусок ткани. На мой взгляд, было хорошо , а стало плохо. Но все кричат, что гениально. И фиг с ним, что наряд нелеп и танцевать в нем будет невозможно.
Ей вообще по ходу фильма все что-нибудь предлагают, но она от всего отказывается, потому что не такая и вообще нравственная.
Весь набор штампов , выработанный долгой послеперестроечной практикой создания мыльно-слюнявых сериалов, здесь продемонстрирован, как на выставке.
Есть тут отрицательная красавица, спящая с разными обеспеченными мужчинами и интригующая почем зря. Есть ещё одна невнятная героиня, влюблённая в шофёра , который, естественно, влюблён в главную героиню. Есть и работник КГБ в исполнении артиста Серебрякова (куда же без него), который рассказывает худруку коллектива про её предков, замученных в ГУЛАГе (куда же без ГУЛАГа , опять-таки).
В общем две недели маеты (а это двадцать или больше серий, ого!). Кто-то с кем-то сходился, кто-то с кем-то расходился. Кто-то от кого-то рожал, другой детей усыновлял. По ходу дела главный герой, он же сын худрука, вдруг внезапно остаётся в Америке и просит там политического убежища.
Это, однако, практически ни что не влияет и коллектив продолжает имитировать творческую деятельность, а на самом деле выяснять все те же личные отношения.
И вот, апофигей. Сбежавший сколько-то лет назад герой приезжает в Москву и все с восхищением видят, каких огромных успехов он достиг в замечательной Америке. Чтобы подчеркнуть, что он стал мужественным и успешным, ему наклеивают дурацкие усы (танцор с усами - это очень необычно).
Говорит он, само собой, с акцентом, как и мутный продюсер, который собирается вывести коллектив на гастроли в саму Америку.
При слове "Америка" у всех загораются глаза. Чувствуется, что ждёт их всех хэппи,так сказать, энд.
Красивая, но отрицательная героиня с восторгом соглашается уехать в Америку навсегда. Остальной коллектив тоже воодушевленно ждёт встречи с Землёй обетованной.
И только хорошая героиня, которую мы узнаем по плаксивому выражению лица и застегнутой на все пуговицы кофточке (которая, похоже , досталась ей от бабушки), твёрдо отвечает отказом на соблазнительные речи своего бывшего возлюбленного, с пол-пинка покорившего Америку. Он ей обещает материальные ценности и звезду с неба, но она ему не верит. И правильно делает. Потому что этот усатый охламон никакой звезды с неба дать не может. Не говоря уж о материальных ценностях
У неё своё , пусть трудное, счастье. Она теперь руководитель легендарного коллектива, поскольку предыдущий руководитель уволилась и, кажется, даже умерла. И ещё она будет гордо воспитывать своего сына, которого родила от сбежавшего, но на время вернувшегося солиста.
Вообще, сильна ещё в нашем народе вера в живительную силу переноса своей тушки в заокеанский рай. Многим кажется почему-то , что стоит ступить на почву "Империи добра", как доллары сами станут падать с деревьев и укладываться в бумажнике аккуратными стопками.
Помнится, в 90-е таких фильмов нашлепали не один десяток. В них фигурировали богатые дядюшки или иные родственники, нереально разбогатевшие в Америке и приезжающие на Родину сорить деньгами. Как именно они добились таких баснословных успехов - остаётся за кадром. Ну просто уехали - и тут же разбогатели.
Казалось бы, прошли годы. Информация о "райской" заокеанской жизни приходит самая разнообразная, и историй о фантастических успехах, достигнутых эмигрантами, мы практически не слышим. Но в народе попрежнему жива мечта о халяве и вечном дармовом счастье, которое ждёт их, стоит только пересечь океан.
В общем, финал. Отказавшаяся от заокеанских пряников героиня в скромной кофточке посещает могилу своей наставницы на высоком берегу русской реки рядом с красивой русской церковью. Выражение лица остаётся плаксивым и высокодуховным.
Может, и не стоило бы об этом писать, но как-то обидно стало. Так хотелось посмотреть историю знаменитого, легендарного коллектива. И настоящая его история, во всех своих противоречиях, была бы очень интересна и поучительна. Могла бы быть. Если бы снимали действительно "Березку", а не развесистую клюкву.
Елена Фрумина-Ситникова.
(фото взято с официального сайта ансамбля Березка).