“Ну уж, в балете-то, мы - впереди планеты всей" -эту фразу я слышала с детства!
К тому же, детство мое прошло в старинном купеческом особняке, поделенном советской властью на унизительные коммуналки, который соседствовал с Харьковским театром оперы и балета, так что “Жизнь Понарошку”, именуемая Театром, под классическую музыку и шорох балетных пачек, была для меня почти будничной. Прошли годы, потускнели в памяти детские замирания на “Щелкунчике" , подражание с подружками плавным движениям маленьких лебедей, но осталось ожидание чуда с первым вздрогом тяжелого лилового занавеса и взмахом дирижерской палочки…
…Ощущение создания праздника и сказки особенно сильно здесь, в балетном репетиционном зале, который сейчас превращается в “Wonderland”.
Рядом со мной, на скамейке для зрителей - Дмитрий Довгоселец, солист Королевского Виннипежского Балета, одного из лучших в Северной Америке.
Прежде чем договориться с Димой об интервью, я прочитала о его достижениях, просмотрела фотографии. Одна из них заставила меня в очередной раз дать себе слово заняться своей фигурой и осанкой. Насколько может быть совершенным человеческое тело, если его тренировать, не обманывать пирожными, и вообще - жить с ним в ладу!
… Снимок сделан во время спектакля. Натянутое, как струна, тело в стремительном прыжке, кажется продолжением музыкальной фразы. Горящий взгляд. Красота и гармония. Да уж, куда мне с моими любопытно-женскими вопросами до этой совершенной, недостижимой звездности!
Эта Димина фотография висит здесь на стене и совсем не дает мне соединить в одно целое блестящего танцовщика на снимке и невысокого, сероглазого паренька, с которым удивительно легко и непринужденно беседуется! И все-таки, думаю, нужно, во что бы то ни стало, это сделать, потому что портрет должен быть полным!
-Дим, -спрашиваю я - в каком возрасте начинают заниматься балетом, чтобы достичь каких-то успехов? Что тебя, вообще, привело в балет? Очень ведь, сложно заставить маленького ребенка трудиться до седьмого пота, привить ему понимание, что это необходимо в его будущей профессии. Нужно научить его все сносить и упорно делать свое дело, вопреки всему — собственной лени, болезням. Постоянно приходится переступать через боль, через насмешки недозрелых сверстников, у которых стереотип мужественности далек от балета!
-Меня мама привела в 4 года в фигурное катание, ей и спасибо! Она любила танцевать, всегда заводилой была в этом на всех вечеринках. Мне поначалу нравилось на льду, потом надоело трюкачить , мама посоветовала танцы и я в попал в популярный Киевский детский танцевальный ансамбль "Счастливое детство" , там меня заметили и в 10 лет отправили в хореографическое училище. Я был среди таких же увлеченных танцами ребят, так что никаких комплексов не было. Наоборот, иногда даже приятно, с девочками же в балете близко общаешься (заговорщически улыбается). А уж в училище была работа до седьмого пота, интересы появились общие, азарт, творческие замыслы. Появилась настоящая любовь к профессии. Бескорыстная, можно сказать.
- Почему бескорыстная?
-У нас ведь контракты на сезон, а затем мы, балетные, безработны, а семью кормить надо, вот я летом на шабашке с бригадой заборы и ставлю.
У меня отнимается дар речи: неужели он, этот прекрасный принц из сказки, легкий , гибкий и романтичный солист ведущего канадского театра, ремонтирует заборы?! Нонсенс какой-то!
- А что-улыбается Дима, видя мой ступор - мне нравится: смена времен года - смена занятий! Я вообще, люблю мастерить, перестраивать, в доме всегда полно работы. У нас с Тарой (Тара -Димина жена, прима -балерина RWB, прим. автора) домик небольшой, вот я и любую свободную минуту использую, чтоб уютно , удобно было. Жаль, времени на все не хватает: гастроли, репетиции, спектакли, а ведь, дома сейчас еще и главный человечек-дочка маленькая, с ней хочется повозиться, мы с женой видим-то ее два -три часа в день. Mалую (Дима произносит это словечко по-родному, на украинский манер, с ударением на предпоследнем слоге ) все больше моя мама воспитывает. Она к нам из Киева приехала помогать. Малышка Изабелла по- русски понимать стала, да и я стараюсь с ней на родном языке говорить, а жена, конечно- на английском.
- Будет полиглотом девочка! А ты бы хотел, чтоб она тоже балетом занималась? Скоро будешь приобщать? Я ведь, знаю, что в Советском Союзе спортом и музыкой детки чуть-ли не с сосками начинали заниматься!
- Нет- смеется Дима- здесь, в Канаде, подход другой. Например, мой приятель Стефан успел поработать и в Макдональдсе, и механиком в гараже до прихода в балет аж в 18 лет, куда попал случайно: просто зашел на репетицию за своей девушкой, но уже через несколько лет танцевал сольные партии во многих театрах мира, в том числе- и в Мариинке. Но у него - природные данные,- улыбается,- знаешь, какая у него стопа!
И тут взгляд мой опускается на Димину ногу, обутую в балетки и… о, чудо! В моем сознании мгновенно соединяется снимок на стене с живым, сидящим передо мной парнем.
Стопа сильная, натруженно-рельефная, совершенно непостижимо выгнута в подьеме. За этой стопой стоит все: упорные тренировки, целеустремленность, любовь к своей профессии, к танцу! Стоит Творчество! Стоит этот ослепительно-мужественный красавец с фотографии на стене!
А Дима раздумчиво продолжает:
-Ну, если только для здоровья дочке заниматься-конечно, но профессией это сделать, я бы не посоветовал: балетный век короток: до 40 лет редко, кто танцует, а потом все с нуля начинать, другую профессию осваивать.... Пенсию-то платить начинают только в 65.
Разве что, моя жена - одно из исключений, но она - сильный, волевой человек, в 39 лет, в первую половину беременности танцевала вовсю и вернулась после родов на сцену, на свирепой диете сидела, занималась подолгу у станка! Но сейчас это ее последние спектакли, уходит на преподaвательскую работу. Так что, наш семейный дуэт с большой сцены перемещается на домашние подмостки. А я еще хочу тацевать, лишь бы травм не было, здоровье и кураж пока позволяют!
Хотя артисту балета за собой следить надо и беречься, на лыжах, к примеру, нам кататься не разрешают, чтобы травм избегать, но ту тренировку, которую мы проходим во время репетиций каждый день , можно сравнить с подготовкой спортсменов к Oлимпиаде. Только одну партнершу 10 раз поднимешь -вот тебе и вес взят!
- Дим, правда, что aртист балета – раб искусства? В прежние годы звезды балета жертвовали ради него всем: вели аскетический образ жизни, не имели семей, не рожали детей. Сейчас, кажется, наши молодые звезды, умеют наслаждаться жизнью, ведь так?
-Да, конечно, мы с Тарой-хороший пример. Мы вообще, многое любим, помимо профессии. Лошадей, к примеру. У нас есть две лошадки, находим время для верховой езды, Тара меня приобщила, выезжаем в Бердсхилл парк, с природой общаться. Романтично и красиво: верхом на лошади, посреди зимы и снега, с любимой женщиной...
- Как долго выстраиваются в балете партнерские отношения? Вы с Тарой представляете две различные школы. Как вам удалось прийти к согласию?
- С Тарой мы уже 12 лет вместе на сцене и в жизни. Oна-удивительно умная партнерша, знает, как держаться в поддержках, чтобы партнеру легче было, чувствует его руки. В балетном дуете мужская партия-это выгодная подача балерины, а танцовщику это сделать без творческого согласия, ох, как трудно! Но нам сразу было легко вместе, некоторым вещам она меня учила, некоторым -я.
-Например?
- Ты права, школы разные. В русском балете очень сильны классические традиции и техника, у меня была хорошая подготовка: хореографическое училище (там спуску не дают!), Киевский театр оперы и балета, где я начинал свою карьеру. В технике я ей помогал, а она меня учила привносить в роль свое отношение, свои эмоции. Mногие артисты сейчас чаще пытаются взять техникой, не вкладывая душу. Но настоящий балет не состоит из одной техники! Тут все важно: и эмоции, и музыка. У нашего теперешнего хореографа трудный для меня подход: он сначала движения ставит без связи с музыкой, а мне она необходима, для меня одно вытекает из другого, она помогает все техничекие детали запоминать, в образ входить. Нам в училище еще и музыкальное образование давали, уроки фортепиано обязательными были, а здесь и без музыкального слуха можно в хореографическую школу поступать. Особенно - мальчикам, недобор же.
-Дим, а какие чувства труднее всего передать в танце?
- Для меня-грусть. Это потому что я – веселый человек.
-А любовь, наверное-легко? - хитро прищуриваюсь я.
-Да .-Дима простодушно улыбается. Я вообще-любящий муж, отец, сын. Люблю свою семью и родных, которые в Киеве живут, стараюсь с ними общаться чаще, помогать.
-Веселый человек Дима может вспомнить курьезные случаи на сцене, когда было не до веселья, но помочь мог только юмор?
-Конечно, как и всегда в жизни, такие случаи бывают во время спектаклей. На гастролях в Оттаве, в спектакле "Дракула" мы с Тарой танцуем дуэт (Люси и Артур) и вот, в самый драматический момент, когда она по сценарию кусает меня в шею, ее длинный красный шарф покрывает мне голову, падает на лицо, закрывая обзор. Незаметными движениями моя сердобольная жена пытается высвободить меня, но сама тоже запутывается. И вместо того, чтобы по логике и хореографической задумке , как и положено неожиданно укушенному, оттолкнуть коварную на другой конец сцены, я вместе с нею барахтаюсь, опутанный шелком. Ребята из кордебалета, стоящие по счастью на подмостках спиной к залу, с трудом от смеха держат линию, плечи их сотрясаются, тоже мне друзья называются! Хотя, чем они могут помочь?! Однако, "happy end" : мы все-же, относительно пристойно расцепляемся, еле успев к моменту окончания музыкальной темы!
-Да уж, леденящая душу история! И главное-жизненная: коварство, любовь и смех! Наверное, с тех пор "Дракула"-один из твоих любимых спектаклей и партий?
-Да нет, я все свои работы люблю: принц в "Спящей красавице", Меркуцио в "Ромео и Джульете", Боб в "Золушке", Папагено в "Волшебной флейте" , Питер Пен в одноименном балете и многие другие.
Кстати , мама летопись моих достижений ведет, все помнит. Они с маленькой Изабеллой на гастроли с нами ездят, как самая крутая группа поддержки!
Вообщем, вся моя жизнь теперь связана с Виннипежской сценой, она - творчество и профессия, любовь и семья, друзья и надежды.
-Ну , что же, Дима, остается только пожелать тебе, чтобы она была долгой и счастливой! Чтобы ты радовал любителей балета своими творческими успехами!
Дима снова улыбается своей обаятельной улыбкой, мы фотографируемся, как раз, под тем самым снимком, который поначалу смутил меня своей звездностью и совершенством. Но после нашего разговора, мое смятение улетучилось и на смену пришла глубокая симпатия к этому простому, открытому и талантливому парню.
Спасибо тебе, Дима Довгоселец, мы гордимся такими соотечественниками!
( Dmitri Dovgoselets photo David Cooper)
Статья использована с разрешения редакции газеты "Перекресток"