Как известно, русины - это разделённый народ. Они сегодня проживают как автохтонное население на Украине и в Словакии, в Польше и Венгрии, в Сербии и Хорватии. Но об истории русинского народа в Северной Америке имеются достаточно скудные исследования. А между тем изучение русинского движения в США и Канаде дает представление о русофильстве русинов в этих странах Нового Света, развитии русинского самосознания и причинах противодействия украинской идеологии. Особенно эти вопросы стали актуальны сегодня.
Русинские эмигранты стали массово выезжать со своей исторической родины в Северную Америку в конце 19 века. Сам этот процесс начался в 1865 году, когда первые русины поехали работать на угольные шахты США и аграрные районы Канады. Бо´льшая часть переселенцев поселялась сначала в штате Пенсильвания. Причины отъезда были различными - от экономического кризиса до идеологических противоречий: Власти Австро-Венгрии негативно относились к русинскому движению и русофильству в его среде, пытались противостоять общерусскому самосознанию, сделать из русинского населения лояльных для них «украинцев».
Большинство из поселенцев вовсе не собирались оставаться в Северной Америке навсегда. Они планировали заработать денег и вернуться в родные Карпаты. Тем не менее, на родину вернулось меньше половины. Малонаселенные американские просторы имели потребность в значительном количестве рабочих рук. Канадское правительство поселило поселенцев в трех аграрных западных провинциях. Но через время русины начали перебираться в города, где находили работу с более высоким уровнем дохода и получили возможность оказывать помощь оставшимся на родине родственникам.
В Северной Америке русины никогда не различались на собственно канадских русинов и русинов США, они всегда поддерживали прочную связь друг с другом, считали себя одним целым. Там из эмигрантов начали формироваться разнообразные политические ячейки, которые вступили в противостояния между собой по вопросу того, кем собственно являются русины - русскими или украинцами. Среди тех, кто оказался в США и Канаде, было большое количество представителей так называемого карпаторусского движения, которые стремились передать будущим поколениям обычаи и принципы русинского русофильства.
Собственно четкого русинского самосознания тогда практически не существовало. Русинское движение было разделено на русофилов и украинофилов. И хотя русинов, поддерживающих общерусское самосознание, было намного больше, русины-украинофилы также сумели создать свои объединения. Но по сравнению с русофилами их влияние было очень незначительным. Со временем в Северной Америке появилась целая сеть русинских русофильских ячеек и организаций, которые получили общее название «Американская Русь».
Одной из самых заметных личностей этой Американской Руси был Алексей Товт - признанный «отец русинской Америки». В 1889 году его отправляют как священника-миссионера в США, где он служил в греко-католическом приходе в городе Миннеаполисе (штат Миннесота). Священник начал негативно воспринимал католичество и решил с ним порвать. Дело в том, что в США русины поселились среди католического большинства, главным образом ирландцев. Воспитанные на строгих католических правилах, ирландские священнослужители и миряне негативно относились к обрядам греко-католиков, считая их «неправильными» верующими. На фоне этих настроений в 1891 году А. Товт вместе со своим приходом официально был принят в Русскую православную церковь. Под влиянием его идей в православие вернулось почти 25 тысяч (!) русинских эмигрантов. Дело унии и западные ценности он считал «духовным ярмом на шее карпатороссов, которых таким образом отрывали от общерусского древа». За свои труды отец Алексий был канонизирован.
В вопросе национального самосознания русинского населения он занимал явные русофильские позиции. А. Товт считал Россию духовным защитником православной веры, русинов и всех славянских народов. Он пропагандировал американских и канадских русинов идентифицировать себя как этнических русских и принять русский язык в качестве литературного языка. За это украинофильски настроенная часть эмиграции открыто его ненавидела.
Кроме того, в Северной Америке действовали многочисленные русинские организации. Первыми были созданы «Русский народный союз» и «Русское православное общество взаимопомощи». Выходили периодические издания. Органом «Русского народного союза» стала газета «Слово», издававшаяся на русском языке. А старейшим русинским периодическим изданием в Америке была выпускаемая с 1886 года «Америка - орґан руских преселєнцох Галичини та Венгриї». Также выпускались газеты «Свит», «Правда», «Русский вестник» и др. Всего в США русинами издавалось 38 разных газет и журналов, в Канаде - 22 издания, некоторые из них выходят и поныне, сохраняя следы былого русофильства.
Разнообразные братства в русинском движении Северной Америки определяли национальную идентификации ее членов. Например, Объединение русских православных братств считало своей целью сбережение русских национальных традиций среди русинов, хотя большинство членов данного братства происходило из Пряшевской Руси (современная Словакия) или Подкарпатской Руси (Закарпатье). На протяжении всего периода это Объединение поддерживала тесные контакты с Русской православной церковью в Северной Америке. Русофильская позиция данного объединения в национальном вопросе интенсивней всего пропагандировалась Николаем Почутой, который на протяжении длительного времени был редактором «Русского вестника» - газеты этой организации. Перед Второй мировой войной данное объединение насчитывало почти 20 тысяч участников.
Особо следует сказать о деятельности Союза освобождения Прикарпатской Руси. Эта русофильская организация североамериканских русинов возникла в 1917 году. Целью Союза было объединение русинских земель с Россией, а когда стало ясно, что это невозможно по политическим причинам, это общество стало поддерживать новую цель - образование Карпатской Руси как отдельного русского государства. Союз освобождения был известен и организацией Карпаторусских конгрессов, первый из которых состоялся в Нью-Йорке в 1917 году. Организация издавала газету «Прикарпатская Русь».
Активность проявлял и Карпаторусский национальный комитет, который был основан в 1935 году переселенцами, недовольными деятельностью русофильских организаций, которые в 30-е годы XX века часто переходили на крайне левые, коммунистические позиции. Резко относились к социализму, а выступали за монархические и имперские взгляды. Данное объединение выпускало газету «Карпаторусское слово». Основателем Комитета был русинский журналист Виктор Гладик, известный своей профессиональной деятельностью в США и Канаде. Он был ярым сторонником присоединения Карпатской Руси к России (после восстановления монархии и свержения власти большевиков) и перехода всех русинов-греко-католиков в православие.
Что касается «языкового» вопроса среди русинского населения США и Канады, то он был тесно связан с выбранным вариантом национальной идентификации. Большинство русинских эмигрантов, которые прибыли на территорию Северной Америки, привезли с собой не только разговорную форму русинского языка, но и свои соображения по поводу литературного языка для всех русинов.
Выбор языка зависел от национальной ориентации, политических симпатий и от других аспектов. Русофилы выступали за русский язык для русинов, малочисленные украинофилы - за украинский. Про создание единого русинского языка речи тогда не шло, так как русинские диалекты очень отличались друг от друга.
Но постепенно, в том числе с некоторым влиянием США, началось активное формирование третей группы, которые считали русинов самостоятельным народом. Русинофильскую ориентацию русинов Северной Америки поддерживал эмигрант Григорий Жаткович. Он был представителем американской Народной рады угрорусинов, от их имени вел переговоры с американским президентом Вудро Вильсоном по поводу присоединения Подкарпатской Руси к Чехословакии. Его однодумцем был священник и писатель Эмилий Кубек, который также поддерживал существование отдельной русинской нации и критически относился как к русофильству, так и к украинофильству.
После Второй мировой войны деятельность русинских организаций в Северной Америке пошла на спад. Причиной этому была в первую очередь ассимиляция и быстрая интеграция русинов в общества Соединенных Штатов и Канады. Часть русинов - безвозвратно вошли в русскую идентификацию и пополнили ряды русской национальной эмиграции. Но полного застоя в русинском движении никогда не было. Продолжался выпуск средств массовой информации, проводились съезды. Особенно активно развернула свою деятельность русинская газета «Свободное слово Руси», где развивал свои русофильские идеи А.Ю. Геровский. В этом печатном органе русофилов он активно критикует коммунистическую идеологию, в том числе в Карпатах. Особенно ему не нравится политика украинизации русинов советской властью.
Американская Русь в русинской истории - явление, безусловно, уникальное, но и, к большому сожалению, малоизвестное. Удивительно, но именно в этой части планеты русофильство русинов достигало таких масштабов, что огромная часть русинского населения полностью перешла в русское самосознание и возвратилась из чужого восточным славянам греко-католичества в православие. В отличие от Европы, после Второй Мировой войны на русинов Северной Америке не оказала влияние советская пропаганда, что русины, якобы, часть украинской нации. Поэтому организации русинов, в том числе русофильские, продолжали действовать вплоть до сегодняшнего дня. О жизни которых речь пойдет во второй части.
Григорий Миронов