Экс-звезда Виннипег Джетс.
Полный олимпийский кавалер и знаменитый центрфорвард Алексей Жамнов начал карьеру в НХЛ именно в "Виннипег Джетс", за который провел 235 матчей и набрал 267 (103+164) очков. Отличный собеседник для того, чтобы вспомнить ту команду лихих 90-х. Как вы помните, 23 октября в Виннипеге пройдет "Классика наследия" - матч под открытым небом между "Джетс" и "Эдмонтон Ойлерз".
- Алексей, как вы узнали, что вас на драфте выбрал "Виннипег"?
- Помню только, что мы готовились к Играм Доброй воли. На базе в Новогорске сказали, кого задрафтовали. Тогда это иначе воспринималось. Мы не особо думали об игре в НХЛ. Но уже пошла волна отъездов - убежал Сашка Могильный, потом Серега Федоров. И все начали смотреть туда, за океан.
- Илья Брызгалов однажды сказал о Виннипеге: "Я не хочу переезжать. Там мало русских и очень холодно. Никаких развлечений, кроме хоккея. Тяжело жить с семьей, особенно когда у тебя маленькие дети. Даже парка с аттракционами нет. Я бывал там, когда выступал в АХЛ. Холод - вот что вспоминаю. Чтобы попасть на арену, нужно переходить по тоннелю между зданиями. На улице было около 40 градусов мороза". У вас такие же впечатления?
- Когда я приехал, население Виннипега составляло где-то 250 тысяч жителей. Много солнца, но и много снега. Очень холодно, да. А в августе полно комаров. Но вообще летом я оттуда улетал в Москву.
Зимой просыпался в районе семи утра. И выглядывал на улицу: можно ли выбраться из гаража? Если все завалено, то вызывал ребят, которые расчищали дорожку, чтобы я мог поехать на тренировку.
Я однажды сказал, что Виннипег - это канадский Чехов, где раньше играл "Витязь". И сейчас под этим подпишусь. Маленький город со своим колоритом. Люди очень любят хоккей. Но тяжело пойти в продуктовый магазин или просто погулять. Тебя всюду узнавали, брали автографы. А когда команда проигрывала, болельщики на каждом шагу задавали вопросы.
- В первый год вас опекал шведский форвард Томас Стин, легенда "Виннипега"?
- Да, он сразу взял меня под свое крыло. Мы дружили семьями. Я частенько приезжал к ним в гости на ужин. Наши жены общались. И на моих глазах рос Алекс Стин, который сейчас играет за "Сент-Луис Блюз". Тогда он был совсем ребенком.
- Вы видели ярче и сильнее форварда, чем Теему Селянне в свой первый год в "Виннипеге", когда он забил 76 голов?
- У него в том сезоне был сумасшедший фарт. Залетало все! Но надо отдать ему должное. Попробуй-ка забить 76 голов! Это могут только большие мастера.
Когда Селянне пришел в НХЛ, то внес что-то новое. Особенно он отличался взрывной скоростью. Мне как центрфорварду было очень легко играть с Теему. Ему не обязательно делать пас в клюшку. Можно давать шайбу чуть вперед. Мы с Селянне обговаривали все нюансы.
Еще плюс Селянне был в том, что он дружил с Яри Курри, который ему подсказывал многие нюансы. Например, где надо находиться при игре в большинстве. Мы даже такую штуку придумали, что я иногда просто бросал в трусы Теему, чтобы от них шайба рикошетом залетала в ворота. И это работало.
- А что вы скажете о третьем партнере по звену - Кейте Ткачуке?
- Ткачук - форвард силового плана, выполнял много черновой работы на пятачке в зоне атаки. Много голов забил после подправлений, на добивании. У нас потому и сложилась химия, что три игрока были разноплановыми. Все очень здорово получалось.
- Опишите в деталях тот матч против "Лос-Анджелеса", когда вы забили пять голов. Из россиян этого в НХЛ добивался еще только Сергей Федоров.
- Что я чувствовал перед той игрой? Ничего такого. Помню, мне прислали новые клюшки из Швейцарии. Повертел в руках, попробовал на раскатке. Но все-таки на матч решил пойти со старыми.
А так не было ничего особенного. Только игровые моменты. И один на один убегал, и с добивания забивал. Ну случаются такие дни, когда получается все. Тогда я нанес шесть-семь бросков - забил пять голов.
Реакция партнеров в раздевалке была спокойной. Тем более мы вничью сыграли - 7:7. Причем вели в счете, но в концовке не удержали преимущество. Там у "Лос-Анджелеса" тоже была сильная команда - Уэйн Гретцки, Томас Сандстрем… Приличная банда. Наше звено постоянно выходило против тройки Гретцки. Атака атакой, но за ним тоже надо было следить. Уэйн был таким форвардом, что мог из любого момента создать гол. Двойное напряжение, когда против него играешь.
- Как команда прощалась с болельщиками в Виннипеге, когда было принято решение о переезде в другой город?
- Интересно было - произошло прощание, а команда еще на год задержалась… Собралось пол-города. Церемония прошла на арене, потом возле арены. Было очень трогательно, люди плакали. Очень хорошо, что сейчас команда НХЛ вернулась в Виннипег. Городок маленький, но там обожают хоккей.
- А как вас обменяли в "Чикаго"?
- Это был последний год команды в Виннипеге, причем хозяин Барри Шенкроу уже продал "Джетс" новому владельцу из Миннеаполиса. Сначала тот планировал перевезти клуб в штат Миннесота. Но потом что-то не срослось, поэтому команда в итоге переехала в Аризону.
У меня была сложная ситуация по контракту. Я подписал его по схеме "1+1", что тогда практиковалось в НХЛ. После первого сезона тот договор должны были пересмотреть. У меня была договоренность с Шенкроу, он ее озвучил новому владельцу. Мы втроем пару раз встречались, Барри говорил одно, тот меня кормил "завтраками". В один прекрасный день я сказал: "Не знаю, как все это закончится, но меня здесь больше не будет".
Со стороны нового владельца было очень неприятное отношение. Поэтому я сам попросил обмен.
- Фанаты "Блэкхокс" обалдели, когда в "Виннипег" отправили их кумира Джереми Реника, а взамен пришли вы.
- Мне было очень тяжело. Мы с Реником - разноплановые игроки. В мой адрес постоянно сыпались упреки со стороны болельщиков. Уходишь со льда в раздевалку, а тебе в спину кричат: "Верните Реника!"
- Но потом вы стали капитаном "Чикаго".
- Это со временем. А тогда я не читал газет. Там постоянно меня сравнивали с Реником, что журналисты очень любят. Другое дело, что у Джереми сложились не очень хорошие отношения с владельцем "Чикаго" - мистером Вюрцем. Поэтому его обменяли. К тому же ему не собирались давать те деньги, которые Реник просил.
- Вам интересна "Классика наследия" - матч в Виннипеге под открытым небом?
- Меня туда приглашали, я контактировал с "Джетс" еще на Кубке мира. Но сказал, что не получится. Меня из-за сборной не было месяц в Москве, а в клубе очень много работы.
Меня поняли и сказали, что это не последнее мероприятие, на следующем матче ветеранов меня ждут. Я пообещал, что приеду. А еще встретился в Торонто с Крисом Кингом - бывшим форвардом "Виннипега", который сейчас работает в судейском департаменте НХЛ. Обменялись шутками. Когда я сказал, что не поеду, Кинг даже обрадовался: "Отлично! Я буду играть вместо тебя в первой пятерке большинства!"
Павел Лысенков.