Прошу прочитать мысли отца Серафима Розенберг, -его размышления многое помогут понять .
***
Откуда все в мире началось? Откуда насекомое, не учившись ничему, все потребное для себя знает? Каким образом из яйца — птица? Из зерна — дерево?
Из земли однообразной — тысячи форм растений и цветов? Земля висит, движется — кто двинул ее? А день и ночь — какой порядок, послушание, служба живущим — смена времени для работы и отдыха! Почему это твердо и непреклонно: что за осенью будет зима, и так — каждый год? А красота, польза, порядок, мудрость (даже и в микробе), послушание установленным законам! Чьей волею вся природа живет? Кто управляет всем миром?
Бог.
Он сотворил светила велия… солнце во область дне… луну и звезды во область нощи (Пс 135, 7–9). Без Него — мы слепы. Вот — величие ужасное Божие.
Для чего все это сотворено? Для славы Божией.
Почему Бог дал все на земле во власть человеку — ни за что? Почему и я должен ходить по земле, есть, думать, родился, умру? Так — Он, Бог, хочет.
Человек, как и прочие животные, был сотворен Богом, но в него Бог вдунул дыхание жизни — от Себя нечто дал ему.
Бог — Дух, Сама Жизнь, всему дает жизнь. Кто не верит в Бога и Богу — ослеплен диаволом — через свою свободную волю.
Если бы не держал Бог волею Своею мир — все исчезло бы, смешалось, рухнуло; Он — Царь.
Если бы не промышлял о мне Бог — я был бы растерзан врагом.
Думай: о судьбах Божиих я ничего не знаю. Но, при этом помни, что мы всегда под крылом Божиим. Яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей (Пс 53, 5–6).
Спроси себя: почему у меня есть возможность спастись от вечной муки? Потому что Иисус Христос, будучи неповинен, за меня пострадал и умер. Он — Всемогущий — волею перенес унижения, страсти, смерть, хотя и мог уничтожить моментально всех грешных — восставших на Него; но Он стерпел всех — ради меня грешнаго.
Ныне — день Спасения — венцы готовятся.
Иисус Христос умер за души наши; не лучше ли и нам умереть за душу свою, чем преступлением заповеди погубить ее?
Помни: меня ради Христос умре, меня — окаянного. Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти (Рим 13, 14).
Это мне сказано Богом в Евангелии: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф 5, 48). Без помощи Божией сие, конечно, не возможно: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин 15, 5). Но Господь Сам научит нас всему: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым (Мф 11, 29). Следовательно, все сие возможно; лишь бы мы сами пришли ко Христу: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф 11, 28). Блаженство есть — работать Господу милостиву.
Призван ты и сам уподобиться Христу, стать царем; только не забывай молиться о мудрости и крепости, и помни, что ты — орудие в руках Божиих. Он дал дело, цель тебе — даст и сил, но оставайся при смирении. На ся понадеешься — осрамишься, согрешишь, повредишь себе много.
Великое призвание у тебя — царское. Но помни: кому много дано, с того много и взыщется. Чем более приближаешься к Богу, тем более видишь себя грешным. Старайся более всего благоугождать Богу.
Господь Бог — Мать родная, породившая мя: Его волю да творю — премудрую и спасительную, а не волю «мачехи» — диавола, ищущаго моей погибели, — да не оскорблю любовь Божию.
В мире владычествует дух антихристов и торжествуют его носители. Но в нас пребывает Дух Божий: Вы от Бога есте, чадца, и победисте тех: яко Болий есть иже в вас, нежели иже в мире (1 Ин 4, 4).
Помни: мирские красота и сладость — ложные; умрет тело твое — обратятся они в гной. Бог — Источник всякой подлинной красоты и благ, Его люби. Сотворен ты Им и в Его благодеяниях, как в одежде, ходишь; Его благодари и славь, помни наготу свою.
И покаяние — тоже дар Его тебе.
Земные блага — честь, богатства, красота, сладости — это обманные блага, потому что со смертию они кончаются, не удовлетворяя совершенно ими пользующихся. Это блага, дающие радость лишь на момент, а затем приносящие только горечь, греховное желание, беспокойства. Враг тщится прельстить ими душу, да отвратившись от истинных благ, погибнет человек на веки. Господь прямо открывает, что узкий путь — самоотвержение, пост, смирение — ведет в вечное блаженство; Он предлагает нам прямо противоположное внушениям сатаны — себялюбию, объядению, широкому пути, лени, беспамятству, и прочему.
Знай: в начале пути ко Спасению нужно прежде всего разобраться в себе — в собственных страстях.
Помни при этом: всегда открыто пред Богом — помышляемое тобою, Он — здесь.
Бог знает мя лучше меня самого: зрит Он не лице мое, но зрит ум и сердце выну.
Люди лице видят, Бог же — сердце.
Каково сердце твое, которое Господь знает лучше тебя самого? Очищай его: сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс 50, 12), сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50, 19). Сердцем веруй, что жив Господь и пред тобой выну; сердцем веруй, что мы, люди — Его тварь; сердцем веруй, что, когда умрем, узрим Его — если будем чистыми сердцем.
Помни: все Богом сотворено — дано в управление тебе, ничего твоего у тебя нет, и сам ты — не свой. Живешь еще пока по милости и долготерпению Божию — так и не тщеславься, а плачь выну. Думай: блудник невоздерженный я, а не целомудренный; плачь.
Взор обращай долу (яко земля еси, и в землю отыдеши (Быт 3, 19)), а душу — горй. Зде, на земле — на чужбине она… Там — горй — ее отечество. Мысленные очи наши должны быть к Богу устремлены. Душа — природы духовной, как и Бог, и потому, очищенная от страстей, суеты, может зреть Бога — всегда.
Но невозможно тебе это без благодати Божией. Благодать — невидимая сила Духа Святого, помогающая во всем добром и хорошем нам. Благодать Божия делает человека способным творить добро.
Иисус Христос прежде начал творить дела, а только потом учить — яже начат Иисус творити же и учити (Деян 1, 1). И ты начинай с доброделания. Ведь вера без дел мертва есть (Иак 2, 20): борись, кайся, надейся на заслуги Иисуса Христа — получишь милосердие по своей смерти.
Левой рукой борись, правой — за Божию полу держись. Будет всегда то, что даст Бог.
Исполняй заповеди. Первая заповедь и главная такова: всегда помнить Бога и Его святую волю, ни в чем не преступать ея, поучаться в ней всегда, все терпеть в надежде на Него со смирением, то есть считая себя достойным худшего, считая себя за ничто пред Ним и много виноватым; всюду понуждать себя на исполнение заповедей; о грехах плакать, не забывая их, но с твердой надеждой на милосердие Божие — на заслуги Иисуса Христа и заступление Божией Матери. Нужно любить ближнего как себя: что себе желаешь, того и ему желать; чего себе не хочешь, не желать и ему, — не глядя на лица.
Господь дает тебе все — и ты дай просящему; причем не жди от него возврата; следует победить сребролюбие, пристрастие к вещам — ради вечного блаженства.
Надо все делать со всем усердием, успех же дела предать в руки Божии. Нужно спасаться своими трудами, но с Божией помощью!
Держава Господь боящихся Его (Пс 24, 14). Главное в деле Спасения — помощь Божия, но как ее получить? Искать сокрушения сердца, покаяния, смирения — близ Господь сокрушенных сердцем (Пс 33, 19), а смиренным… дает благодать (1 Пет 5, 5).
Смиренным несением жизненного креста спасается человек; Бог же, призываемый на помощь, даст сил. Проси помощи у Бога, терпи — вдруг ничего не дают — потрудись сперва.
Надо понуждать себя на труд, на воздержание, на терпение оскорблений, болезней, на смирение, на страх Божий, а не на малодушие, на веру, надежду, любовь, на целомудрие (неправедницы Царствия Божия не наследят (1 Кор 6, 9); всяк блудник… не имать достояния в Царствии Христа и Бога (Еф 5, 5)), на молитву, на память смерти, суда, вечности мучений, блаженства (как награды от Бога). Грехи ведь твои записываются — по правосудию Божию. Дар Божий нам — время на покаяние.
Вот три легких правила в совершении дела Спасения: читай заповеди из Евангелия, исполняй их — по мере сил, и молись Богу о том, чтобы правильно разуметь читаемое и исполнять его.
Не были бы и заповеди даны, если бы исполнять их было невозможно — с Божией помощью. До крови нужно трудиться в исполнении заповедей.
Предайся воле Божией: мое — злое, все же доброе — Его; здесь необходимы сыновняя любовь к Богу и доверие Ему до конца, совершенный отказ от самого себя; я — бессилен, я — орудие добра.
Удивительное безумие — создание не желает знать Творца, возносится над Ним. Это — прелесть бесовская: когда мне кажется, что я чтото значу, чтото сам по себе делаю доброе. Един Бог есть — Он все, все восполнит. Если я даже и все заповеди исполню, то и тогда я тоже — ничтожество, ибо и сие исполнение дал мне Бог — как дар; я же служил Ему орудием — но через согласие воли своей; ведь весь состав мой, сила ума, чувства, тело — все Им создано — Его.
Тщеславишься? Вспомни, что сказал Господь: без Мене не можете творити ничесоже (Ин 15, 5). Славя Святых — Бога, в них прославившегося, славим (Дивен Бог во Святых Своих (Пс 67, 36)); они — блаженные орудия славы Божией (и, по отношению один к другому, — люди — те же орудия в руках Божиих). «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование… силе Твоей слава, Человеколюбче».
В книге Притч сказано, что Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч 3, 34). Немощи свои надо признать во всем и нести смиренно, прося Бога о помощи: сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор 12, 9). И тогда прославится Бог в тебе. Только не возносись, не высокоумствуй, все доброе приписывай Богу; ведь сам знаешь свою низость, ничтожество, немощь. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф 5, 16).
Доброе Бог творит чрез тебя. Все доброе во мне — от Бога; мысли добрые — от Духа Святаго, Им научен и Святыми Отцами.
Хорошо, что исправил доброе дело, помолился, победил грех. Не приписывай этого себе, и проси прощения у Бога, если в сем согрешил, но говори так: «Слава Тебе, Господи, за сие — Ты вразумил меня и мне помог». Говори: «слава Богу, давшему сие»; ведь все — Его, от Него, чрез Него, Им.
Господи, знаем, что в деле Спасения нашего всегда бывает так: усердие наше, но дело — Твое; труд наш, но благодать — Твоя; тщание наше, но совершение — Твое.
Архимандрит Серафим (Розенберг)
11 / 05 / 2010
прислал отец Петр.