Сельский городок Толстой в Юго-Восточной Манитобе. Занесен в список городов привидений, что означает заброшенный людьми, пустой. Информации о нем почти нет, откуда имя населенного пункта тоже неизвестно. В голове пересеклась параллель духоборы, приехавшие в Канаду с помощью Льва Толстого. Может в этом источник названия, ведь не возникает имя поселка на пустоте, из ничего. Опять же архивы говорят, что в Манитобе духоборы не селились.
Одни назвали свое село Шевченко, теперь Вита (Vita & Area Winter Festival) соседи дали имя Толстой, выглядит логично, но это лишь моё предположение.
В Толстом отчетливо виден украинский след. Православная и католическая украинские церкви. Имеется Украинский Национальный Дом. Численность населения
значительно сократилась за последние десятилетия, молодежь переезжает в более крупные города. Хутор знаменит отсутствием сотовой телефонной связи из-за расположения между зонами связи.
В Манитобе много славянских названий населенных пунктов. Откуда, например, могло появится название деревушки Волга на севере от Дофина в начале прошлого века? Скорее всего, это русские немцы, переселенцы с берегов Волги.
Таинственные духоборы, как им жилось и живется сейчас в Канаде?
В статье Россия и Канада на рубеже веков. написано немного о духоборах, предлагаю побольше узнать о них.
В 20-м веке духоборы стали известны своим радикальным пацифизмом. В настоящее время в Канаде проживает более 30 тысяч человек, треть которых до сих пор активно следуют своему взгляду на мир.
Пётр Верегин - мощная, творческая личность, возглавившая переселение и адаптацию духоборов в Канаде. Духоборы - это крестьяне из Российской Империи, не согласные с учением Православной церкви. Предположительно, их доктрины родились из ренегатов проповедника 17-го века Данилы Филипова. Духоборы считают, что Бог есть в каждом человеке, отвергают светские правительства и практикуют пацифизм. Многие их них вегетарианцы. В начале своей истории духоборы проживали по соседству с меннонитами на Запорожских степях и многое переняли, многому научились от голландцев (хотя в России их считали немцами).
Основной лозунг: "Тяжелый труд и мирная жизнь", быстро давал результат, их доходы бесили правительство как России, так и Канады. Их постоянно насильственно переселяли на дикие земли, за несколько лет земли превращались в цветущие сады.
В России испытывали царские гонения из-за своих принципов жизни и отказа от участия в боевых действиях, претерпели насильственные переселения внутри России несколько раз.
Произошел раскол общины в 1886 году и, как следствие, борьба за власть после смерти лидера духоборов Люкерии Калмыковой. Её приемный сын Пётр Верегин возглавил духоборов, в скором времени был арестован и отправлен в Сибирь, но и оттуда ему прекрасно удавалось управлять ими. Возможно, духоборы были первыми пацифистами в мире, организовав протест с сожжением оружия в 1895 году. Последовали аресты и опять переселение. Понятно, что жить в России духоборам не получалось.
При активном участии Льва Толстого и на его деньги, было получено разрешение переехать в Канаду. Первоначально духоборов поселили в Саскачеване, но жить коммуной не разрешалось. Они добились некоторых уступок от правительства Канады в отношении военной службы и образования, позже отказались дать клятву верности Её Величеству, что повлекло отказ в оформлении покупки приусадебной земли.
В 1908 году Верещагин приобрел в собственность землю в Британской Колумбии и организовал самодостаточную общину в 6000 человек. Некоторые духоборы отделились от общины, стали жить самостоятельно, видя государственные преграды и лишения, которым подвергались соплеменники. Правительство продолжало вмешиваться в жизнь общины и духоборы пошли на крайние меры. В знак протеста жгли свои дома, демонстрируя свободу от материальных ценностей. Поджигали общественные здания, железную дорогу, школы. В вопросе образования они были не согласны с правительством Британской Колумбии. Проводились обнаженные парады из-за чего многие духоборы лишились собственных детей, их определили в бывший туберкулезный диспансер.
В 1917 году духоборов лишили гражданских прав на определенный срок, затем в 1934-1955 годах лишения повторялись, при потери гражданского права терялось право и на землю. Духоборы превратили дикие степи в плодородные земли, одно из условий правительства и в итоге, оно экспроприировало 260 000 акров ухоженной земли. Пожалуй, жизнь духоборов в Канаде - самая сложная история жизни людей, объединенных одной верой, на североамериканском континенте. Они просто оставались на улице без ничего, их лишали прав, что влекло лишение собственности недвижимости.
В 1960 году племяннику Петра, Джону Верегину удалось выкупить земли в Британской Колумбии в очередной раз.
Лишь к 1980 году отношения духоборов с правительством более-менее нормализовались, вернее духоборы сдулись, подчинившись требованиям. После шестилетней разлуки детей вернули в семьи.
Требования и иски духоборов в 90-х к правительству Британской Колумбии были отклонены. В 2004 году правительство опубликовало заявление-сожаление о случившемся.
В 70-х, 80-х годах создаются хоровые коллективы, программы русского языка, истории, прослеживается стремление передачи наследия духоборства подрастающему поколению. Художники, историки, журналисты, писатели создают произведения, направленные на сохранение ценностей и жизни в современном мире. Теперь есть и действующий музей в БС.
По сей день духоборы проживают в Западной Канаде, в провинциях Саскачеван, Альберта и больше всего в Британской Колумбии.
Одним словом, духоборам не было жизни в России, не стало её и в Канаде, протесты ничего не дали, пришлось поступиться принципами, приспособиться к местным реалиям и продолжать жить, воспитывать детей, по мере возможности сохранять традиции предков.
(В статье использовалась информация из Тhe Сanadian Еncyclopedia).
У нас есть рассказ о внуке Льва Толстого, Илья Толстой в Манитобе