Побродили по причалу. Накрапывал дождь, что нас обрадовало. Доброжелательная атмосфера,
прохладная свежесть бриза с озера, аромат всего цветущего, хочется увезти с собой.
Где красота, там и туристы, а где туристы, там и торговля сувенирами. Тут и резьба по дереву, и рукодельное шитье, и мед 49 наименований, и картины, и изделия из дерева. При вьезде в город купили у местных рыбаков копченой рыбки (smoked fish) всевозможных сортов и видов.
Курортный городок приглянулся пляжным променадом и ладными домиками среди зелени, памятником викинга, рыбной мухи и многоэтажным скворечником.
Теперь, как обычно, углубимся в историю.
Cуровые зимы Исландии, датские торговые ограничения, эпидемия, унесшая более 2000 овец, крах экономики Исландии в 1860-х, все это заставило исландцев искать альтернативу, лучшие жизненные условия.
В десятилетие 1863-1873 поехали первые переселенцы, сначала план был добраться до Бразилии и первым сорока иммигрантам удалось пройти путь до Южной Америки. За ними готовы были пойти сотни, но возникли транспортные трудности и обратили внимание на Северную Америку. Датский клерк сыграл важную роль в определении нового направления, слал восторженные письма, как здорово в Канаде. Четыре предприимчивых человека отправились в Канаду в мае 1870, среди них был молодой чиновник Sigtryggur Jonasson. Он считается первым исландцем, прибывшим и поселившимся в Онтарио.
Далее последовала группа из 115 человек в 1873 году, в следующем году 365 исландцев прибыло в Онтарио. Земли для поселения было недостаточно и исландцы отправляют новичков в экспедицию для поиска земель. Часть осела в Новой Шотландии, большая часть была направлена в Манитобу. 1875 год отмечен в истории годом чумовой саранчи в центральных районах Северной Америки, не обошло стороной и Виннипег с прилегающими территориями. Новые пришельцы отправились на лодке вниз по течению реки Красной в озеро Виннипег. Поля не тронутые саранчой, обилие рыбы, лес, все это привлекло исландцев и они решили остановиться на западном берегу озера.
Laura Ingalls Wilde, американская писательница ярко описала нашествие саранчи в своем романе On the Banks of Plum Creek. Саранча сметала всё, ее собиралась настолько много в воздухе, что лучи солнца не пробивались через полчища саранчи.
Разговоры о предстоящем строительстве железной дороги поставили точку в выборе места жительства.
Им отвели земли от современного Виннипег Бич до острова Хекла.
Делегация вернулась в Онтарио и началась агитация за переезд в Манитобу.
270 переселенцев во главе с Джоном Тейлором покинули Онтарио и отправились на освоение Манитобы в сентябре 1875 года. Погрузились на пароход, затем поездом до штата Миннесота и на север в Виннипег на пароходе, где всем места не хватило, люди на лодках, на плотах шли на буксире парохода Интернациональный. Большая толпа зевак встречала судно в Виннипеге. Свободная Пресса писала в то время об исландцах, как о ценном приобретении Манитобой, подтянутых, умных, замечательных людях.
Это случилось 11 октября 1875 года, новенькие приехали в зиму. Даже сейчас иммигранты в цивилизацию не переезжают зимой, исландцы приехали. Помогать в передвижении далее на север взялась компания Гудзонова Залива. 10 дней заняло передвижение из Виннипега до Willow Point (20 миль от Гимли), дальше передвигаться не позволила погода. Первый год колония жила самостоятельно с собственной администрацией.
Следующим летом прибыло пополнение исландцев количеством 1200 человек. В это время в Исландии извергался вулкан, что только укрепляло в мысли переезда в другую страну. Переселенцы осваивают северные земли западного берега, доходят до Ривертон и Хеклы. Купили первые коровы, против которых женщины протестуют и хотят ухаживать за привычными овцами, завезли и овец. Жизнь потихоньку устраивалась.
В 1876-1877 годах эпидемия оспы свалилась на головы новых жителей. Правительство Манитобы живо отреагировало, послав докторов и установив карантин, был построен полевой госпиталь. Эпидемия унесла 100 человек.
Администрирование Новой Исландии было несовершенным, то обращалось в Манитобу, то к федералам по различным вопросам, не было отработанной схемы власти. И поселенцы решают выбрать свое правительство, конституцию демократической системы. В феврале 1877 прошли выборы. Административно поделили землю по 4 района аналогично Исландии, в каждом выбрали совет и президента Новой Исландии.
Эта форма местного самоуправления остается до 1881 года, хотя исландцы и посопротивлялись, но к Манитобе присоединились.
В те тяжелые годы исландцы трепетно относятся к культурному наследию своей родины. В каждом доме было не менее 20-30 книг. По вечерам собирались, читали вслух родные произведения. Один предприимчивый человек создал рукописную газету и читал по домам. Позже появилась и печатная газета на исландском языке.
Оказывается встреча нового года у исландцев отмечается "сжиганием старого года". Огромный костер возводится на льду в канун нового года, старый человек наряжается в старый год, белая длинная борода из белого кролика, белый халат и бумажный колпак, трость в руке, в другой пустые бутылка и стакан. Он прощается с публикой вокруг костра и удаляется. В это время с востока идет молодой человек в сопровождении 6 белых и 6 зеленых эльфов. Пришел новый год, наступает время всеобщего веселья.
На горизонте замаячили разговоры о новых переселенцах и к тому же, не исландцев. Горячо обсуждался вопрос, другая религия, другие обычаи, другой жизненный уклад. Вопрос решался не только на уровне общественного мнения, его решали в высоких религиозных инстанциях.
Ненадолго напряжение сняли перенаправив людей в Северную Дакоту. Затем наводнение 1880. Построили лесопилку в Хекле и открыли магазин в Гимли в 1878 году. Рыботорговля хорошо развивалась, появились первые дачники в 1905 году. Постепенно исландцы влились в общую жизнь провинции. В 1897 году законодательно урегулировали возможность поселения в колониях исландцев людей не исландского происхождения.
Тут же появились первые русины, заселившие земли к юго-западу от Гимли. За ними последовали поляки, венгры.
Началось заселение межозерья (Interlake), появились новые школы, библиотеки, клубы, церкви, магазины, фермы, хор, спортивные сооружения. К 1917 году район стал интернациональным, мирным, бурно-развивающимся.
Сегодня мы присутствовали на празднике Викингов, исландцы свято хранят истоки истории своего народа. На "живом" огне из бревен готовили пищу первых поселенцев, суп, жаренное мясо, каша, что-то наподобие киселя. Давали попробовать и ели сами. Фотографии вам многое расскажут о сегодняшнем дне. Инсценировали спектакль захвата мирного поселения викингами-чужеземцами. Много горя принесли в свое время эти суровые исландские парни. Затем победители устроили баталии между собой.
Небо менялось молниеносно, то тучи, то дождь, то солнце.
Раньше я особо не вникала в организацию подобных фестивалей, а сейчас смотрю, везде одни и те же лица. Получается это стиль жизни, за участие в фестивалях не оплачивают, видимо есть возможность ездить по материку и участвовать в вечном празднике. Позавчера пираты, вчера рыцари, сегодня викинги. Правда сегодня увидела много новых лиц участников. (это были первые мысли о бесплатном участии, большинство людей в исторических костюмах получают высокую зарплату, на такие места оказывается довольно трудно попасть).
Удивил хозяин ладьи. Разговорились, он к нам приехал (не запомнила названия городка, где-то у Мексиканского залива, через всю Америку тащил свое судно на прицепе. Так он ездит круглый год по фестивалям Северной Америки. Спросила о деньгах, говорит немного родители оставили и организаторы обещали заплатить за бензин. Про ночевки в пути, сказал, палатка, могу в лодке переночевать, если дождя нет и мошкары, в гостиницах останавливаюсь редко. И сидит воду из лодки черпает и рассказывает, и рассказывает.
Чудаки спасут мир, это точно.
А я думаю, ну взял бы уже, да отремонтировал лодку, чтоб не текла. Дед мой каждый год все швы на лодке смолой обрабатывал. Хотела сказать, а потом думаю, зачем, у каждого своя интересная жизнь.
От него же я узнала, что он викингов привезет к битве на берегу . Очень хотела фотографию ладьи с развивающимся парусом, но говорит, ветер неправильно дует, парус поднимать не будет.
Встретила викингов на берегу, все выгрузились, а мой приятель ведерочком водицу выливает и выливает, и опять рассказывает. Викинги немного меня попугали и отправились развлекать народ.
Русской речи на фестивале было оччччень много. Фестиваль вошел в летнее расписание жизни, это радует.
Ваша Винни.
Iclandic Fest kick offIclandic Fest kick off
Западные пляжи озера Виннипег