один из важнейших канадских политических деятелей, один из основателей провинции Манитоба, а также самый известный лидер канадских метисов, вставший на борьбу с англоязычными колонизаторами Северо-Западных территорий. Главный организатор серии восстаний метисов.
Луи Риэль родился в метиской семье, в городке Сен-Бонифас. Его отец Луи Риэль-старший (1817—1864) происходил из старожил Северо-Запада, охотник и неформальный лидер франко-метисов. Мать Луи Жюли Лажимодьер (Julie Lagimodière, 1822—1906), дочь первой белой женщины, приехавшей на Северо-Запад.
Когда Луи был ещё младенцем, его отец возглавил кампанию борьбы за свободную торговлю мехами против действовавшей здесь монополии Компании Гудзонова залива. В 1849 году Луи Риэль-старший, во главе отряда из 300 франко-метисов, атаковал здание суда и освободил арестованного метиса-мехоторговца.
Луи в возрасте 14 лет, по совету местного католического священника, отправили в одно из духовных училищ Монреаля
. Во время учебы зарекомендовал себя прекрасным знатоком языков, науки и философии, заинтересовался общественно-политической жизнью. Узнав о преждевременной смерти отца, Луи отказывается от карьеры священника и от получения духовного сана. Проработав некоторое время клерком в Монреале, Луи Риэль уезжает в Штаты, подрабатывает случайными заработками в Чикаго, живя у поэта Луи-Оноре Фрешетта, сам писал стихи в манере Ламартина, клерком в Сент-Поле, прежде чем вернуться в поселение Ред-Ривер 26 июля 1868 года.
24-летний Риэль вернулся в Манитобу, когда в её жизни наступили важные перемены. В 1867 г. Канада из колонии была преобразована в доминион. Новая страна направила свои усилия на присоединение прилегающих территорий на северо-западе континента. Уже в 1868 г. правительство доминиона во главе с лидером Либерально-консервативной партии Джоном Макдональдом заключило с Компанией Гудзонова залива соглашение о покупке её владений. Сделка была оформлена как смена владельца недвижимостью, при этом территориальные и имущественные права местных метисов и индейцев не были учтены.
Форт-Гэрри, 1871 г.
Большинство населения района Ред-Ривер составляли метисы и индейцы, кроме них здесь также проживали немногочисленные выходцы из Онтарио и американские торговцы. Живя долгое время на территории, фактически находившейся под властью Компании Гудзонова залива, метисы Ред-Ривер создали свою особую культуру и хозяйство, в основе которого лежала сезонная охота на бизонов и земледелие. Население Ред-Ривер считало себя новым народом, отличающимся и от канадцев, и от американцев, и всячески сопротивлялась попыткам Оттавы включить этот район в состав доминиона без согласия местного населения.
В 1869 году первым губернатором Северо-Западных территорий был назначен уроженец Торонто Уильям Макдугалл. На земли метисов и индейцев прибыли землемеры для разбивки области на участки. В ответ жители района Ред-Ривер создали 16 октября 1869 года «Национальный комитет метисов», Луи Риэль был выбран его секретарём, а Джон Брюс президентом.
2 ноября 1869 года метисы, во главе с Риэлем, захватили Форт-Гарри. Они не позволили Макдугаллу вступить на свою территорию. Метисы создали провинциальное временное правительство, в которое вошли как франко, так и англоязычные жители Ред-Ривер. Луи Риэль вёл переговоры с правительством доминиона о создании провинции Ассинобойа.
Не все поселенцы территории были согласны с политикой Риэля и его последователей, некоторые англоязычные жители выступили с оружием против временного правительства. 17 февраля 1870 года сторонники правительства Риэля арестовали 48 человек вблизи Форт-Гэрри. Томас Скотт, один из арестованных, без суда был обвинён в преднамеренном убийстве франкоязычного метиса, расстрелян 4 марта по личному указанию Риэля, остальных помиловали.
В марте временное правительство провинции отправило в Оттаву делегацию. Переговоры прошли успешно и ряд требований метисов федеральное правительство было вынуждено принять. Канадским парламентом был принят Закон о Манитобе, провозглашавший создание новой (пятой) провинции Манитоба, включавшей бассейн Ред-Ривер. В провинции устанавливалось равноправие для французского и английского языков и предусматривалось учреждение школ для католиков и протестантов.
Луи Риэль, 1875 г.
После принятия Манитобского акта правительство доминиона направило в провинцию войска — 1200 человек. Армия, которую возглавил полковник Гарнет Уолсли, состояла из англиканской милиции и регулярных частей британской армии. А добирались они через Какабеку Kakabeka Falls. Армия Уолсли послана чтобы утвердить федеральную власть и не применять репрессии, Луи Риэль узнал о том, что канадское правительство, недовольное расстрелом Томаса Скотта и действиями лидера метисов, приказало арестовать его. Луи Риэль был вынужден пересечь границу и бежать в Дакоту.
В прямое нарушение договорённостей метисы игнорировались канадским правительством в их попытках получить землю, обещанную им Манитобским актом. В провинции происходили аресты и конфискации. Столкнувшись с расизмом новых англоязычных переселенцев, большое количество сторонников Риэля было вынуждено покинуть свои земли и переехать на запад, в земли будущих Саскачевана и Альберты.
После бегства Риэля в США, в декабре 1870 года в Манитобе прошли первые выборы и к власти в провинции пришли многие из числа сторонников лидера метисов. Осенью 1871 года провинция неожиданно столкнулась с новой угрозой — вооружённые группы фениев планировали вторгнуться на её территорию. Луи Риэль откликнулся на призыв лейтенант-губернатора провинции Адамса Арчибальда защитить земли Манитобы и организовал отряд из 500 вооружённых всадников. После этого, Арчибальд встретился с Риэлем, публично обменялся с ним рукопожатием и пообещал содействовать в его амнистии. Но глава канадского правительства Джон Александер Макдональд не желал дальнейшего раскола между франко и англоязычными жителями страны и через епископа Таше предложил Риэлю покинуть страну, пообещав скорую амнистию. Поддавшись на уговоры епископа, в марте 1872 года Риэль уехал в Сент-Пол. Но уже в июне он вернулся в Манитобу и был избран членом парламента Канады от округа Прованше. Надежды Риэля на амнистию не оправдались, 20 мая 1873 года умер Жорж-Этьен Картье, бывший премьер-министр Восточной Канады и первый министр милиции Канадской конфедерации, человек, на которого Риэль возлагал особую надежду. Канадское правительство аннулировало итоги выборов в Прованше и лидер метисов снова был вынужден покинуть свою страну.
После своих странствий, в ходе которых Риэль посетил Квебек, он приезжает снова в Сент-Пол, где посещает своих друзей и родных. Для метисов наступили трудные времена — увеличился приток переселенцев, многие земли были распроданы недобросовестными спекулянтами, к тому же, стремительно сокращалась популяция бизонов, от которых зависели метисы. Как и многие другие жители Ред-Ривер, Луи Риэль отправился дальше на запад, в Монтану.
В Монтане Риэль работал переводчиком и торговцем в районе Форт-Бентона. Там же он участвует в неудачной попытке остановить торговлю виски, которая особенно пагубно отражалась на индейцах. В 1881 году Риэль женится на молодой метиске Маргарет Моне. В 1882 году родился сын Жан-Луи, в 1883 году дочь Мари-Анжелик, кроме того, незадолго до его казни родился ещё один мальчик, который вскоре умер.
В Монтане Риэль активно участвовал в политической жизни территории как сторонник Республиканской партии США. 16 марта 1883 года он становится полноправным гражданином Соединённых Штатов. С 1884 года он поселился в иезуитской миссии и преподавал в католической школе в районе Сан-Ривер, на западе Монтаны.
Батош, 1885 г.
Луи Риэль в лагере генерала Миддлтона
После подавления восстания на Ред-Ривер часть метисов Манитобы переселилась в долину реки Саскачеван, покинув родные места от притеснений и репрессий. На севере Саскачевана образовалось метисное сообщество с центрами в Сен-Лоране и Батоше. Исчезновение бизонов вынудило метисов отказаться от охоты и заняться сельским хозяйством, однако они вскоре столкнулись с проблемами, такими же как и в Манитобе. Число переселенцев из Онтарио и Европы стремительно увеличивалось, канадское правительство намеревалось проложить через Саскачеван железную дорогу, а земли, окружающие её, раздать железнодорожным компаниям и вновь прибывшим колонистам.
24 марта 1884 года в Батоше состоялось общее собрание метисов, которое постановило обратиться за помощью к Луи Риэлю, проживающему в Монтане. К Риэлю была направлена делегация, во главе которой стоял Габриэль Дюмон, известный охотник на бизонов и лидер метисов Сен-Лорана. Дюмон познакомился с Риэлем, когда тот ещё жил в Манитобе. Риэль ответил согласием и 4 июня отправился в путь. 5 июля 1884 года Луи Риэль торжественно прибыл в Батош.
Он быстро организовал деятельность метисского сообщества. Риэль стремился объединить франко- и англоязычных метисов, белых жителей Саскачевана и индейские племена. В Оттаву была отправлена петиция с изложением нужд жителей Саскачевана. Канадское правительство не спешило реагировать на петиции саскачеванцев. Собираясь пресечь очередной мятеж метисов, власти планировали направить в Саскачеван войска. Когда до метисов дошли слухи о готовящемся наступлении войск, они создали временное правительство, главнокомандующим которого стал Дюмон. Луи Риэль, получивший американское гражданство, в состав правительства не вошёл, но на деле стал его лидером. Он рассчитывал, что власти Канады будут не в состоянии эффективно повлиять на очередное восстание метисов и надеялся, что переговоры с Оттавой пройдут успешно.
В вооружённом восстании приняли участие франкоязычные метисы и часть индейцев кри, оджибве и ассинибойнов. 26 марта при Дак-Лейке повстанцы столкнулись с отрядом конной полиции. В ходе последующего боя полицейские были разгромлены. После поражения при Дак-Лейке канадское правительство направило к району восстания по трансканадской железной дороге части регулярной армии и милиции под руководством генерала Фредерика Миддлтона. Положение мятежных метисов стало трудным. Зная, что противостоять в сражениях против регулярных частей британской армии метисы не смогут, Габриэль Дюмон призывал к партизанской войне, оставив Батош и Сен-Лоран. Но он встретил противодействие Риэля, который категорически не хотел оставлять Батош, новую столицу метисов. Восставшие провели несколько боёв с войсками, но в решающем сражении, которое разыгралось с 9 по 12 марта в окрестностях Батоша, потерпели поражение. Восстание было подавлено, хотя часть равнинных кри продолжили сопротивление до 3 июня, когда были разбиты в битве при Лун-Лейк.
Луи Риэль добровольно сдался канадским властям после сражения при Батоше. Габриэль Дюмон и многие другие руководители повстанцев скрылись.
Судебный процесс открылся 28 июля и продолжался всего пять дней. Премьер-министр Канады Джон Александер Макдональд распорядился, чтобы Риэля судили в Реджайне, которая в конце XIX века представляла собой небольшой посёлок с англоязычным большинством. Власти Канады опасались провести суд в столице доминиона — Оттаве, так она находилась на самой границе с Квебеком, в котором лидеру метисов многие сочувствовали и создали Комитет в защиту Риэля.
В ходе судебного разбирательства Риэль выразительно очертил положение метисов и индейцев накануне восстания, держался твёрдо и с достоинством. Он отказался от адвоката, который хотел выдвинуть версию о его невменяемости, заявив:
- "Мне не нужна жизнь, если меня не признают мыслящим существом".
Присяжные признали его виновным, но, проникшись сочувствием, внесли рекомендацию о смягчении наказания, однако судья Хью Ричардсон игнорировал рекомендацию и приговорил лидера повстанцев к смертной казни через повешение.
16 ноября 1885 года на площади в Реджайне приговор был приведён в исполнение. После казни тело Риэля было отдано его матери. 12 декабря 1886 года его останки были перезахоронены на кладбище собора Святого Бонифация.
Наихудшие опасения Риэля за судьбы метисов и индейцев оправдались, они потеряли большую часть своих земель, кроме того, британцы и англо-канадцы в одностороннем порядке запретили образование на французском языке в 1890 году вопреки принятым ранее договорённостям. А в 1892 французский язык был и вовсе запрещён в Северо-Западных территориях. Осенью, в 1885 году Вильфрид Лорье, будущий премьер-министр страны, заявил в канадском парламенте:
- "Если бы я жил на берегах Саскачевана, я тоже взял бы в руки ружьё... Ненависть вызывают не восставшие, а люди, которые на просьбы о хлебе ответили пулями".
Французские канадцы считали Риэля героической жертвой; его казнь оказала длительное негативное влияние на Канаду, поляризовав новую нацию по этнорелигиозному признаку. Метисы были маргинализованы в провинциях прерий из-за преобладания большинства англичан. Еще более важным долгосрочным воздействием было горькое отчуждение франкофонов по всей Канаде и гнев против репрессий со стороны их соотечественников.
Если в конце XIX века Луи Риэля многие англо-канадцы считали убийцей и изменником, то в настоящее время этого мнения придерживаются лишь немногие. Для метисов и франко-канадцев он всегда оставался лидером, народным вождём, борцом за равноправие франко-англоканадцев, метисов и индейцев.
Казнённому лидеру метисов поставили 10 памятников, из них два в Манитобе, шесть в Квебеке. Его именем названы улицы, площади, шоссе, школы в Калгари, Виннипеге, Монреале и Оттаве, а в Манитобе третий понедельник февраля отмечается как «День Луи Риэля». Риэлю посвящена опера современного канадского композитора Гарри Сомерса. Канадой выпущено несколько почтовых марок с портретом Луи. В Виннипеге есть знаменитый пешеходный мост Эспланада Риэль, соединяющий старый Сен-Бонифаций с центром города.
Метисы, французские канадцы и другие канадские меньшинства сделали его народным героем. Активисты, выступавшие во времена Тихой революции в 1960 -1970-х годах, квебекская группа «Фронт освобождения Квебека» приняла название «Луи Риэль» для одной из своих ячеек. Квебековцы нашли в Риэле идеального героя, теперь с образом борца за свободу, который заступился за свой народ против репрессивного правительства перед лицом широко распространенного расистского фанатизма.
В речи 2010 года Беверли Маклахлин, тогдашний председатель Верховного суда Канады, охарактеризовала Риэля как мятежника по стандартам того времени, но патриота, «смотрящего через наши современные линзы». Нельзя не видеть в этом метафору отношений между либеральной и колониальной динамикой на протяжении всей истории канадской политики, причем эти отношения являются ключевым элементом в понимании амбивалентного статуса Риэля в современной канадской политике.
Ваша Винни.
(статья написана на основе данных из Википедии и архива Манитобы).
Ниже несколько статей в тему:
Noel au Musée
Нижний Форт Гэрри
Louis Riel Day
Louis Riel School Division
Ecole Bonaventure
Вопрос от RW Photography
Великий Дух
200 летие