DSC 6507_1024x676 На следующий день у нас не было остановки в порту – мы весь день плыли, но это не был обычный “sea day”, мы заплывали в потрясающий по красоте фьорд Tracy Arm.

 “Фьорд Трейси-Арм (TRACY ARM)  считается одним из наиболее величественных фьордов. Живописные изрезанные берега, величественные горы, возвышающиеся скалы, спускающиеся в море водопады, изумрудная вода фьорда, крупнейшие на Аляске айсберги и обвал падающих ледников вызывают невероятный восторг.
Никого не оставляет равнодушным и обилие разнообразной живности, как в воде: киты, касатки, морские львы, котики, выдры, дельфины, лосось, так и вдоль берегов: медведи, олени и др.”

 Ну, обещанная живность, как вы понимаете, никому не гарантирована, а вот все остальное очень даже правда, но опять же, в Норвегии я еще не была, так что сравнить фьорды по красоте лично не могу. Правда, я была во фьордах Швеции, когда мы плыли из Турку в Стокгольм в 2001 году, там было очень красиво. Главное отличие виденных мной фьордов Аляски и шведских в том, что в Европе посреди первозданной природы мелькают красные черепичные крыши строений – на сине-зеленом фоне это смотрится очень красиво, а на Аляске этого нет – красота дикой природы и все. Но на Аляске все потрясает своими размерами, а в Европе все более «игрушечное». Короче, надо видеть и то, и другое, и как можно больше (что я и стараюсь делать), а сравнивать их – дело десятое.

По пути во фьорд нам попадались скалистые островки, покрытые лесом, по мере приближения в воде стали появляться льдины и целые куски айсбергов. Водичка тоже меняла цвет, приближаясь по мере освещения к зеленоватой воде альбертовских озер. Сам фьорд довольно узкий, два круизных лайнера могут разойтись не везде. На палубе разгуливали закутанные в пледы пассажиры, хотя с погодой нам повезло, был прекрасный солнечный день. Сколько на Аляске  водопадов и водопадиков! В которых и летом есть вода. И дажы слышно, как она шумит.

Во время таких scenic cruising-ов на верхних палубах вещает гид. Рассказывает о географии и истории Аляски, обращает наше внимание на что-то, сообщая координаты типа «в направлении  три часа на вершине горный козел» или «в направлении  пять часов кит». Представляем в уме циферблат и бросаемся на ту палубу посмотреть. Я обычно паслась на верхних, откуда видно почти все. На носу корабля под капитанским мостиком – в такие дни, как этот, он открыт – сервируют горячий шоколад, chowder (суп из морепродуктов), а один раз подавали традиционный голландский гороховый суп. Когда холодно, самое оно.

 Немного географии, чтобы не одни фотографии  (типа стих ). Я лично сама обожаю разглядывать карты. После школы чуть было не пошла в Московский институт Геодезии и Картографии (сокращенно он назывался забавно - МИГАИК  :sm67: ). Не знаю, может сказалось детство в семье геологов, папа у меня тоже сразу берется за карту и просит показать ему маршрут. Продумывая круиз на Аляску, изыскивая варианты, я тоже подолгу изучала Google Earth. Младший ребенок тоже получил этот "вирус". В общем, на карте это выглядит так. По маршруту Juneau-Taku Inlet  мы летали на самолете, Juneau – Tracy Arm  плывем сейчас.

Находится Джуно в проливе Гастино. Тихоокеанская часть Аляски очень изрезана – острова, целые архипелаги, например, Джуно находится на территории Александровского архипелага, названного в честь русского императора Александра II-го), проливы, называемые inner passages с обилием разной морской живности, бесконечнеы фьорды, заливы, бухты. Места эти были разведаны русскими мореплавателями, вот вики-справка:

«Архипелаг был открыт русскими мореплавателями в 1741 году экспедицией Витуса Беринга и Алексея Чирикова. В честь него назван также остров Баранова. В 1809—1867 годах на архипелаге, в Новоархангельске (ныне город Ситка), находился административный центр русских поселений в Америке. В 1867 архипелаг вместе с Аляской был продан Россией США. Назван в честь императора Александра II, при котором США приобрели территории Русской Америки.
В архипелаге насчитывается около 1100 островов и скал, общая площадь их составляет 36,8 тыс. км². Острова являются вершинами подводного горного хребта, тянущегося вдоль побережья Канады и Аляски. Острова отделены друг от друга и от материка глубокими проливами. Проливы между архипелагом и материком не замерзают зимой, образуя удобный внутренний морской путь.»

В Ситке и других «барановских» местах мы еще будем, а вообще очень приятно было видеть русские имена в географических названиях, которые американцы сохранили . Например, в Александровский архипелаг входят острова Чичагова, Миткова, Баранова, Врангеля, Купреянова. Встречаются и заковыристые имена, видимо, индейские. Кетчикан, например, находится на острове Ревильяхихедо, тоже в составе того же архипелага. На острове Kodiak (Кадьяк), расположенном у южного побережья Аляски, вообще очень много русских названий. Сам остров отделен от материка проливом Шелихова,  названном в честь русского первооткрывателя здешних мест Григория Шелихова, основавшего в Бухте Трёх Святителей в 1784 году первое русское поселение в Америке. Неоднократно встречалось имя графа Резанова (привет «Юноне и Авось»), например, главная улица в городе Кадьяке, по которой мы ехали, называется Резанов-стрит.  Там же есть Измайлов-стрит, Шелихов-драйв, Монашка-бэй. На Кадьяке, кстати, с 1893 по 1904 год служил православным священником Тихон Шаламов — отец русского писателя Варлама Шаламова (если кто смотрел фильм «Завещание Ленина», там отец Шаламова вспоминает эти годы службы на Аляске). У меня потом будут фотки с Кадьяка, я покажу ту русскую церковь. В общем, на Аляске очень много русской истории, неизвестной нам (или мне, по крайней мере). В школе и ВУЗе об этом как-то не рассказывали, а больше я с русской историей нигде особо не сталкивалась, разве что в книгах, фильмах и спектаклях.
Фьорд упирается в ледник (тоже, наверно, Трэйси). Смотрите на фотках, какой красивый.
Максимально мы смогли подойти к нему вот так – ближе капитан посчитал опасным. Айсберги кругом (мы видим только их «макушки», снизу они могут быть просто огромные, капитану же видно на радарах) и мало места для разворота. У нас потом будет другой ледник, к которому мы подойдем ближе. И сам ледник будет крупнее. Но и этот очень даже красивый. А здесь довольно неплохое видео –  к самому леднику надо подплывать на каноэ или на надувной лодке.

Продолжение следует,  прошу извинить мою занятость.

Аляска
Ketchikan
Juneau and Russian House
Five Glacier Seaplane Exploration
Mount Roberts

Элен.