Затерянный во времени. Несколько лет я знала о существовании заброшенной усадьбы Лемиза, сегодня мы заглянем туда. Найти оказалось не просто, на карте она не обозначена.
Заглянув в музей соседнего городка спросили там. Нам выдали карту и приблизительно нарисовали съезд с шестой дороги. Не попали в нужный поворот. Останавливаем деревенский трак, спрашиваем еще раз, пожилой мужчина в ответ: нет.. И начал рассказывать, поняв что отворот назвать не может, говорит едьте за мной. Ткнул нам пальцем на поворот, дальше поле с едва видным следом от машины, а мы на вене. Мужчина видит наши сомнения, предлагает пересесть к нему в трак. О, эти добрые люди Манитобы, вы не перестаете удивлять и радовать. Мы отказались, поблагодарили и на этом расстались, пошли пешком. Путь оказался коротким через лесопилку.
Зная заранее, что идем смотреть разруху, было как-то тягостно, но и интересно. Мучила мысль, почему не сохранили. Сначала нас встретил фруктовый заброшенный сад справа от дорожки. Подальше слева экспериментальные пруды, в которых Арманд разводил форель. Несколько свалившихся сараев. И после поворота направо два разрушенных бетонных дома, один - галерея "Дом Пионеров" и второй жилой. Рядом еще один рухнувший деревянный дом. И фигуры между строениями, все поросло сорняком, среди которого виднеются благородные многолетние цветы, плодово-ягодные кусты.
Удивительный человек иммигрировал из Бельгии в 1911 году в возрасте 17 лет, Арманд Лемиз. Из автобиографии: Отец оставил семью, когда мальчику было 6 лет, в Канаду он переехал с мамой и сестрой. Отец принадлежал к высшему свету, мать из крестьян, не сложилось. Поселились в Виннипеге, через год Арманд купил 160 акров земли в Межозерье за 10 долларов, недалеко от районного города Grahamdale. Он был пионером или первопоселенцем. Земли на юге все разобрали в конце 19 века, оставались лишь участки далеко на севере между двух озер Виннипег и Манитоба. Дороги отсутствовали полностью, шло строительство железных путей. Трудное время досталось Арманду.
Он был знатным и успешным фермером, спортсменом, кузнецом, плотником, филантропом, живописцем, скульптором. Список видимо можно было и продолжить, за что не брался Арманд, всё у него получалось отлично. А вот с дамами как-то не задалось, никогда не женился, до 1950 года жил с мамой, а потом один. Возможно увлеченному человеку и не хватало времени на знакомства, всегда был занят, одержим воплощением очередной идеи. Разводил племенных лошадей, крупнорогатый скот, обрабатывал землю, собирал урожай. Вырастил фруктовый сад, видели кусты смородины, малины, крыжовника, многолетние цветы. Мы застали ирисы, всё поросло сорняком. Два дома выстроил, один для себя, второй под галерею, много надворных построек. Всю жизнь рисовал маслом, считается что у него несколько сотен картин. В свои 72 года Арманд увлекся бетонной скульптурой. Почему выбрал бетон, неизвестно. Поделюсь своей мыслью, я уверена, бетон выбран неслучайно, наступили времена французского «béton brut» и Арманд, как интересующийся происходящим в мире, был в курсе всего нового, прогрессивного. Да и бетонные дома выстроил, надеясь на их долголетие.
21 скульптура появилась на свет в его саду, изображающие мифологических, религиозных, и политических героев. Большую часть двух последних десятилетий он посвятил людям, приходящим смотреть его работы. Лемиз мечтал о сохранении усадьбы в целом, создании дома-музея. Окружающая природа, сама усадьба, созданный уют собственными руками на когда-то диком участке земли, всё это вдохновляло художника на творчество. Хотел сохранить дух усадьбы, чтобы люди заходили и отдыхали душой среди его скульптур, картин, ухоженного сада, прудов. Он чувствовал эстетическую диалектику между скульптурами, физическим ландшафтом и человеком. Художнику хотелось демонстрировать потомкам, на что способен человек. Его скульптуры воплощают огромный объём личных ассоциаций, опыт художника, также представляют конкретные образы. Арманд обладал чудесным чувством юмора. Так скульптура обезьяны воплощала образ его прародителя. Была и скульптура жены-русалки, почему-то жившая отдельно от мужа. Была и собственная скульптура. Художник перерос в скульптора, есть ли перекликающая связь между работ маслом и бетоном, тоже неизвестно. Есть картина с глубоким смыслом, как пишет сам художник о ней: "Маниту(чудище озера Манитоба), Мохаммед, Христос, Будда, и Конфуций и ... они идут молиться своему Богу ... а потом я положил мир на земле и мир на небесах среди богов".
Скульптору хотелось погружать посетителя усадьбы в многочисленные переплетающие сферы жизни и фигуры не просто были расставлены в саду, они создавали сцены из жизни, природа, усадьба служили декорацией.
Теперь все поломано, разрушено. Удручающая картина. В настоящее время говорить о ценности творчества Арманда нет смысла, вопрос сдвинулся в социальную плоскость. Художник не хотел денег за своё творчество, если он видел, человеку что-то нравилось, он просто дарил свои картины, говоря, что он обеспеченный человек и в деньгах не нуждается, да и много ему не нужно для жизни. Сохранение работ, создание выставки для потомков, рассказ о жизни Арманда Лемиза - выражение социальной эстетики. Вопрос глубокий. Здесь оценка и свобода творчества, и мир художника, и восприятие сообщества людей, народная и элитная эстетика. Получилось, как получилось. Хоть и грустная история, но я рада была узнать о скромном, талантливом человеке Арманде Лимезе.
В усадьбу мы заехали по пути в Steep Rock, ниже перечень рассказов по дороге № 6, что идет на север между озерами Манитоба и Виннипег.
Ashern, Manitoba
Памятники добыче известняка
Яблони Манитобы
Маршрут выходного дня. (поездка до Steep Rock).
Сrater St. Martin
Dauphin and Manitoba lake
Великий Дух
Ваша Винни.