который по случаю всеобщего единства решили показать на канале Россия.
Это последний фильм когда-то знаменитой красавицы-актрисы Ирины Печерниковой.
Такая сто тысяч раз освоенная мировым кинематографом история о том, как двое немолодых людей полюбили друг друга и решили связать свои судьбы. Прекрасный материал для мелодрамы, где при желании можно заставить зрителя и поплакать, и посмеяться. Дорожки проторены, приемы давно проверены.
Но что же происходит с нашим кино, если оно не может использовать даже хорошо разработанную тему?
Фильм целиком состоит из стопроцентных штампов.
Вот хорошие старики. Она (И. Печерникова) - исключительно интеллигентная, экстремально рафинированная, несмотря на то, что живёт в далекой деревне, где была угнетаемая только что покинувшим этот мир мужем.
Он (В. Смехов) - этакой джентельмен, эсквайр со спаниелем, решивший остаток дней провести на лоне природы, по этому случаю прикупивший домик в той же деревне. Он ее полюбил. За что? А фиг его знает. За немецкое имя. Других причин для этого я, как ни старалась, не обнаружила.
Она его, натурально, тоже полюбляет. Ну тут объяснения не требуются. Благородный эсквайр.
У него ужасная невестка.
У неё грубая и нечуткая дочь. Все они против счастья старшего поколения. Отличаются хамской громкой речью и вообще, сразу видно - сволочи. Особенно невестка. Корыстная гадина. Хотя и беременная.
Тем временем очень возрастная невеста, маленько заторможенная, в восхищении примеряет белое свадебное платье. Платье очень красивое. Я позавидовала. И даже упрекнула мужа, что у меня такого не было. Ни разу. Муж сказал, что за другие разы он не отвечает. И вообще разговор не поддержал. Сказал, что пережениваться не будем.
Я проглотила обиду и продолжила просмотр.
Тем временем по дороге в загс на пару хороших стариков налетает целая толпа плохих родственников, которые, движимые корыстными целями, доводят эсквайра до инфаркта, а молодую - до депрессии.
Короче, чтобы не размазывать, скажу, что кончилось все хорошо. Как-то всё образовалось.
Все поженились и сделались счастливы.
В общем, понятно, что сюжет не нов.
Но вот что интересно. Ни разу, ни на минуту, несмотря на неплохих актеров, занятых в фильме, а также на сверхчувствительные коллизии, моё сердце не дрогнуло.
Никого не жалко, ничего не страшно. Все мы понимаем, что это такая игра, в конце которой все будет очень хорошо. Все плохие раскаялись, все хорошие обрели большое человеческое счастье, зритель с холодным носом может пить чай или, к примеру, есть борщ, не опасаясь подавиться.
Потому что люди в фильме не люди, а плоские картонные фигуры. И страсти там - не страсти, а тысячу раз апробированные сценарные ходы. Сценаристы делают вид, что сочиняют, режиссёр делает вид, что разрабатывает, актёры делают вид, что играют. Все в достаточной степени владеют ремеслом, чтобы склеить все это в среднеарифметическую киношку.
Впрочем, насчёт «не жалко» я неправа. Актеров ужасно жалко. И не столько возрастных, проживших долгую творческую жизнь и успевших реализоваться пока было живо кино совершенно другого уровня, и лишь теперь, на склоне дней, вынужденных ради заработка (другой причины участвовать в этой полове не вижу), сколько молодых и среднего возраста исполнителей, которые на склоне дней не смогут вспомнить ни одной значительной роли. Как говорила Фаина Раневская, «деньги съедены, а позор остался».
Напрашивается печальный вывод, что чудес от нашего кино в ближайшее время ждать не нужно. Всем киноделателям в этой ситуации вполне комфортно. Денюшка платится исправно.
А зритель? А что зритель? Пусть ест свой борщ или пиццу. А хоть бы даже и попкорн. Зрителю тоже нормально.
Он привык. И ничего уже не ждёт.
Лена Ф. Ситникова.